БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ МААРЫ Печать

Мы продолжаем публиковать материалы в рубрике «Язык земли» о происхождении названий населенных пунктов нашего района, оврагов, лесов, холмов.
Одни названия к нам из глубины веков, и об их происхождении говорят лишь легенды, другие складывались в народе уже в не столь отдаленные времена. Но у каждого имеется своя история, приоткрывающая завесу над прошлым.


Краеведу из Александровки  В.А. Романовой удалось собрать более тридцати микротопонимов и гидронимов, которые уводят пытливый ум во времена стародавние, проливают свет на историю народа: «Никитинская» (Успенская) гора, «Грешная гора», «Мировский берег», «Часовенька», «Рубежная», «Барчукова роща», «Грива», «Татарский брод» и другие — как вехи на пути, ведут исследователя  к истокам событий.
Более всего нас заинтересовали топонимы «Большой и малый маары».
«До сих пор заметны эти места, где саранские очистные сооружения. Были холмы-курганы, со слов старожилов, места захоронений монголо-татарских воинов. Они в нашей деревне всегда считались местом устрашения среди населения. Долго-долго стояли две огромные белые березы на маарах – границе земель городских и наших.
Заглянем к краеведу Петерсону, он пишет, что Саранск (Заран) возник во времена правления Елены Глинской, на месте татарской селитьбы (перевалочная база). И, как правило, в восьми километрах от таковой производили они места захоронения воинов. Александровка от старого центра (Казачья Слобода) напрямую находится в восьми километрах на север от столицы», - читаем мы у В.А. Романовой.
Однако слово маар фино-угорского  происхождения. И на наш взгляд более правдоподобна версия о практическом и ритуальном назначении маар.
На месте Большой Елховки в 16 веке жила мордва-эрзя, об этом повествует предание, подтвержденное топонимом «помра», что в переводе с мордовского означает роща. И действительно, в километре от Малой Елховки до сих пор растет небольшой лесок, который местные называют «помра»*.
*Записано со слов жителей села И.В. Лосева, М.Т. Волковой. Близкий сердцу край. Земля лямбирская. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.- 224 С.    Стр.113

 

В древности, когда предкам эрзян надо было решить какой-нибудь важный вопрос, посланцы разных сел приходили на маар – просторную поляну среди леса, зажигали в ее центре свечу, совершали обряд молитвы, взывая к верховному богу - Нешкепазу и уважаемым сородичам, отошедшим в мир иной. А потом решали вопросы, из-за которых собрались. Называлось это «большими молянами». Каждый посланец обязательно приносил на моляны горсть земли из родного села. И холм посреди маара, на который ставили свечу, становился раз от раза все выше.

 
niceText