БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ МААРЫ PDF Печать E-mail

Мы продолжаем публиковать материалы в рубрике «Язык земли» о происхождении названий населенных пунктов нашего района, оврагов, лесов, холмов.
Одни названия к нам из глубины веков, и об их происхождении говорят лишь легенды, другие складывались в народе уже в не столь отдаленные времена. Но у каждого имеется своя история, приоткрывающая завесу над прошлым.


Краеведу из Александровки  В.А. Романовой удалось собрать более тридцати микротопонимов и гидронимов, которые уводят пытливый ум во времена стародавние, проливают свет на историю народа: «Никитинская» (Успенская) гора, «Грешная гора», «Мировский берег», «Часовенька», «Рубежная», «Барчукова роща», «Грива», «Татарский брод» и другие — как вехи на пути, ведут исследователя  к истокам событий.
Более всего нас заинтересовали топонимы «Большой и малый маары».
«До сих пор заметны эти места, где саранские очистные сооружения. Были холмы-курганы, со слов старожилов, места захоронений монголо-татарских воинов. Они в нашей деревне всегда считались местом устрашения среди населения. Долго-долго стояли две огромные белые березы на маарах – границе земель городских и наших.
Заглянем к краеведу Петерсону, он пишет, что Саранск (Заран) возник во времена правления Елены Глинской, на месте татарской селитьбы (перевалочная база). И, как правило, в восьми километрах от таковой производили они места захоронения воинов. Александровка от старого центра (Казачья Слобода) напрямую находится в восьми километрах на север от столицы», - читаем мы у В.А. Романовой.
Однако слово маар фино-угорского  происхождения. И на наш взгляд более правдоподобна версия о практическом и ритуальном назначении маар.
На месте Большой Елховки в 16 веке жила мордва-эрзя, об этом повествует предание, подтвержденное топонимом «помра», что в переводе с мордовского означает роща. И действительно, в километре от Малой Елховки до сих пор растет небольшой лесок, который местные называют «помра»*.
*Записано со слов жителей села И.В. Лосева, М.Т. Волковой. Близкий сердцу край. Земля лямбирская. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.- 224 С.    Стр.113

 

В древности, когда предкам эрзян надо было решить какой-нибудь важный вопрос, посланцы разных сел приходили на маар – просторную поляну среди леса, зажигали в ее центре свечу, совершали обряд молитвы, взывая к верховному богу - Нешкепазу и уважаемым сородичам, отошедшим в мир иной. А потом решали вопросы, из-за которых собрались. Называлось это «большими молянами». Каждый посланец обязательно приносил на моляны горсть земли из родного села. И холм посреди маара, на который ставили свечу, становился раз от раза все выше.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Июнь
ПВСЧПСВ
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9588
mod_vvisit_counterВчера14639
mod_vvisit_counterНеделя90051
mod_vvisit_counterПрошлая неделя90377
mod_vvisit_counterМесяц359389
mod_vvisit_counterПрошлый месяц318142
mod_vvisit_counterВсего16970034

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА