Можно сказать, Марине Вениаминовне Добряевой, директору Лямбирской СОШ № 2, сказочно повезло – в составе группы российских директоров школ она побывала на стажировке в Германии. Впечатлений от поездки оказалось столько, что и сейчас, спустя время, она не может говорить о них без волнения. А началось все с курсов повышения квалификации руководителей учреждений общего образования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, занятия на которых проходили в Нижнем Новгороде с 1 по 17 октября 2012 года. По итогам занятий были отобраны четыре кандидата из тридцати пяти обучавшихся, их направили в Москву в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. И уже там было принято решение, кого именно направить на стажировку в Германию.
"Дуальная система" по немецки - Когда мне позвонили из Москвы и спросили, согласна ли я поехать за границу для изучения опыта немецких педагогов, я сначала не поверила услышанному, - рассказывала нашему корреспонденту Марина Вениаминовна. – Конечно, согласилась. Документы оформили буквально за неделю, все расходы шли за счет Правительства Российской Федерации, все ведь проходило под его эгидой. Так я оказалась в числе двадцати пяти счастливчиков, которые смогли, что называется, «вживую» познакомиться с работой немецких коллег, посмотреть, что можно перенять из их опыта. В Германии мы находились в федеральных землях: Rheinland Pfale, Hessen, Westfalen. Побывали в городах Дюссельдорфе, Кельне, Бонне, Мюнстере, Кобленце, где посетили разные типы школ. В Германии иная, чем у нас система. Первая ступень обучения – начальная школа. Есть еще основные, реальные школы и гимназии. Познакомились мы и с «дуальной» системой обучения, посетили колледжи, ремесленную палату, Познакомились с организацией психологической службы, побывали в центрах психологической поддержки. Кроме того, посетили колледжи, ремесленную палату. Нас принимал глава города Порца. В департаменте по образованию города Бонн прошли круглые столы. Федеральный секретарь комиссии по общему образованию познакомил нас с системой образования в Германии, подготовкой педагогических кадров и профессиональной подготовкой управленческих кадров. Но, пожалуй, наибольшее впечатление произвело посещение школы ЮНЕСКО – экспериментальной школы мирового масштаба. Попасть туда сложно, но нам повезло. Там основной упор делается на работе учащихся над проектами. Причем, для данного класса подбирают учителей, которые и ведут класс до выпуска. Эту систему выстраивали в течение пятнадцати лет, пока она не заработала. В немецких школах во главу угла ставятся интересы ребенка. Школьника не могут выгнать с урока, поставить в угол. Если ученик ведет себя неподобающим образом, тут уже слово за психологическим центром и родителями, которые и принимают меры. Теперь несколько слов о самих школах. Что такое начальная школа? Это первый – четвертый класс, где обучаются дети с семи до десяти лет. Затем идет ориентирующая ступень – два года обучения с пятого по шестой класс. Эти классы уже входят в состав основной школы. Цель такого обучения – выявить способности ребенка. Нам привели такие цифры. После ориентирующей ступени 19,3 процента детей направляют в основную школу – у нас это были девятилетки – с седьмого по девятый класс. 26,4 процента детей поступают в реальную школу, после которой идут в специальные училища, наподобие наших техникумов. 14,8 процента учащихся продолжают обучение в комбинированные школы, где у них есть возможность переходить из основного класса в класс реальной школы или гимназический. И 34,2 процента продолжают учебу в гимназиях. В высшие учебные заведения могут поступать только выпускники гимназий или гимназических классов школ комбинированного вида. В гимназиях учатся до девятнадцати лет и только потом - в вузы. После окончания основной школы для ребят включается «дуальная» система обучения: дети учатся в профессиональной школе и проходят практику на производстве – наподобие наших ПТУ. Вообще, не только я, но и другие члены нашей группы, пришли к выводу – в Германии современная система образования сильно схожа с нашей, еще советской системой, элементы которой получили современное развитие. Интересно строится и система воспитания. Все на конкретике. Например, акция «Милосердие». Весь девятый класс уезжает и живет около дома престарелых или сиротского приюта, и дети бесплатно ухаживают за теми, кому необходима помощь. Тоже своего рода аналог нашего тимуровского движения. Что же касается материально-технической базы немецких учебных заведений, могу сказать одно. Может, где-то в мегаполисах такое и имеется, но в сельской местности мы пока стоим только на пороге подобного оснащения.
СТАЛ ДИРЕКТОРОМ - СДЕЛАЛ КАРЬЕРУ Вообще, в Германии учителем стать очень сложно. Там этот труд высоко ценится. Учителям присваивается статус муниципального служащего, а директору школы – государственного служащего. Считается, если ты стал директором школы, ты сделал карьеру. Кстати, наши дипломы в Германии не котируются. Если ты хочешь стать там педагогом, тебе придется проходить заново обучение. После вуза – два года стажировки, это, кстати, для всех выпускников, потом – экзамен и только тогда тебя поставят на очередь, чтобы получить вакантную должность учителя. Мы встречались с молодыми специалистами, только что сдавшими экзамен. Им всем уже тридцать – тридцать два года. Встречались мы и с представителями русской диаспоры. В ходе бесед выяснилось, что их детям трудно пробиться в Германии. В большинстве своем они учатся в основной или реальной школах. Это, что касается образования. Однако мне хотелось бы сказать несколько слов и о другом. Об особой немецкой чистоте и аккуратности я слышала не раз. Но то, с чем пришлось столкнуться на деле, превзошло все ожидания. Представьте себе такую картину. Четыре часа утра. Бригада мужчин моет специальными моющими средствами проезжую часть дороги. Все блестит. И такой порядок буквально везде и во всем. А «пряничные» домики почтенных бюргеров! Они словно со старинной картинки, так и веет от них патриархальным уютом.
ПОБЫВАЛИ МЫ И В ГОЛЛАНДИИ Не меньше впечатлений осталось и от экскурсий по Голландии, где мы побывали в музее Рембрандта, видели его знаменитую картину «Ночной дозор». Побывали на выставках Моне, Ван Гога. В Германии слушали органную мессу в знаменитом Кельнском соборе. Так совпало, что мы были в Германии во время подготовки к католическому Рождеству. Представляете, празднично изукрашенные площади с горячим пуншем, глинтвейном, рульками – неизменными атрибутами немецкого праздника. И еще одна деталь, на которую мы не могли не обратить внимание. Немцы одеваются очень скромно. На рабочем месте не увидишь женщин с макияжем и в туфлях на каблуках. Там такое не принято. Если же в целом суммировать впечатления от поездки, скажу одно. Какие-то элементы из опыта немецких коллег можно взять, но в основном идеи так преломляются в условиях нашей действительности, что следует подождать с их внедрением, или как-то адаптировать к нашей реальности. ЕЛЕНА СЕВАСТЬЯНОВА.
|