Путешествие в историю народов Печать

Поездка в город Болгар… О ней вся редакция мечтала и говорила в течение года. И вот этот миг настал, приурочен он был к празднику 1000-летия Единения мордовского народа с народами Российского государства. Нам было с чем сравнить и что проанализировать. В прошлом году редакции посчастливилось побывать в краю буртас, которые населяли в древности Мещерский край, в этом – прикоснулись к истории булгар, заволжской мордвы, русских. Все это корни одного могучего древа – России, которые питают ее разнообразием культур, традиций, языков.

 


к волге

Путь наш пролегал по восточной части Мордовии и Ульяновской области, а затем – по Татарстану. Пытливый взор всегда цепляется за похожести и различия, а мозг сравнивает, где лучше, и где хуже живется люду. Понятно, что сравнения эти поверхностные, но все же… Вот кончились владения Дубенского района. И дорога, петляя между холмами, повела нас к Сурскому. Надо признаться в том, что качество федеральной трассы на ульяновщине заметно отличается от дорог Мордовии в худшую сторону. Нашу газель изрядно потряхивало на асфальте, порой напоминающем стиральную доску, а на обочине время от времени мелькали предупреждающие плакаты: «Опасный участок дороги». За Сурском мы попали в пробку: впереди сдерживали поток машин с десяток комбайнов германской фирмы «Класс». Говорят, что мордовские инвесторы расстарались и начали перевооружать сельскохозяйственное производство соседей. Во всяком случае, организаторский почерк мордвы виден невооруженным глазом – поля, насколько хватает глаз, ухожены. Даже намека нет на облесивание пашни, как это наблюдается в Нижегородской области. Там березняк и ельник уже отвоевали у земледельцев огромные массивы пашни.
Километров 15-20 мы плелись за колонной комбайнов, пока, наконец, в потоке транспорта не появился просвет, и наша газель проворно юркнула на левый край узкой дорожной ленты. С трепетом ждем встречи с Волгой. В Ульяновске через эту могучую реку протянули свои многокилометровые «щупальца» два моста, и вот под нами величавая река несет на своих могучих водах баржи и парусники, катамараны и катера. Справа водная гладь покрывает все пространство до горизонта. Это «работа» Куйбышвской ГЭС, которая подняла уровень вод значительно, похоронив под своей толщей не один десяток деревень и городов. Например, Спасск, чье имя носит район, в коем стоит Болгар. Здесь сливаются воедино воды Волги и Камы. Соединившись, две великие реки образовали водную гладь, простирающуюся на несколько десятков километров. На стыке двух потоков в синеватой дымке виднеется мыс, означающий водораздел, за ним глаз уже не в силах охватить волжские просторы. Бескрайнее море простирается за горизонт.
У Болгара воды Камы не смогли поглотить многочисленные островки, и они сгрудились у правобережья. До берега от них с полкилометра. Сейчас здесь природный заказник. Здесь строится пристань. Уже поднялись ее корпуса, ступенями спускающиеся с высокого берега к Каме.

самый большой коран

Метрах в пятидесяти от строящейся пристани – музейный комплекс, представляющий собой монументальное здание в стиле Хорезмского зодчества.
Наш гид Равиль Нумирович Вагапов, археолог, художник, дизайнер, рассказывает о том, что в древности город Болгар был основан на перекрестке торговых путей, и слышалась здесь разноязычная речь. Китайцы, индусы, персы, аланы, сваны, русские, мордва стекались сюда со всех сторон в надежде на высокий барыш. И их надежды всегда сбывались. Город рос и богател. Население его доросло до 50 тысяч человек. Русские сюда приезжали, как к себе домой. В седьмом веке здесь был Ага-базар, самый крупный в Поволжье.
Равиль Вагапов ведет нас в цокольный этаж музея, и перед взором проходит история Булгарского ханства, принятие ислама. На первом этаже в центре большого зала единственный в мире и самый большой печатный Коран весом 500 килограммов, изготовленный из тонкообработанной телячьей кожи, тесненной золотом. Поражают размеры этого уникального творения – 1,5х2 метра.
Из музейного комплекса попадаем к ханскому дворцу, основание которого археологи обнаружили несколько лет назад, и теперь строители восстанавливают этот шедевр древнего зодчества. Рядом с ним православный храм и остатки мечети. Так и стоят, упираясь куполами в небо, колокольни храма и мусульманский минарет, символизируя собой тесное переплетение народных судеб и дружбы еще с древних времен.

мордовская княжна

С храмового комплекса Равиль Вагапов ведет нас на древнее кладбище, где, по данным археологических раскопок, покоятся на соседних участках обширного мемориального кладбища булгары сваны, русские и даже мордовская княжна, с черепа которой сделал слепок антрополог Герасимов, воссоздав облик женщины, жившей в древние века. Этот мемориал является доказательством тесной взаимосвязи народов в историческом пласте давности в полторы тысячи лет.
Следующим пунктом нашей экспедиции стала Черная палата. История ее связана с именами великого воителя Тамерлана и болгарского царя Абдуллы. Во время взятия Тамерланом Болгара Абдулла со своими детьми, женой, родственниками затворился в черной палате. Великий хромой приказал обложить здание сухими бревнами и поджечь. Сгорели все, кроме принцессы, которая выбралась наверх палаты. Тамерлан, пораженный ее красотой, приказал потушить огонь и предложил стать его женой. Она согласилась при условии, если он отпустит ее плененных братьев. Галимбек и Алтынбек вскочили на быстрых коней и ускакали. А принцесса бросилась вниз на догорающие бревна и разбилась.
Сейчас эта палата восстановлена и являет собой великолепный образец древнего зодчества.
Вечер. На южной стороне в лучах опускающегося за горизонт солнца сверкает своим великолепием Белая мечеть. Два ее минарета острыми шпилями, высотой сравнимые с мединскими, упираются в синь неба, и от того кажется, что это великолепное сооружение «плывет» величественно среди красивой природы.

белая мечеть

С утра мы намеревались лицезреть вблизи этот ансамбль зданий. Но вначале мы попали в музей хлеба. На наш взгляд, этот удивительный уголок жизни древних булгар вещает не только о сотворении хлеба, здесь спрессованы бытовой уклад булгар, их социальный срез, условия жизни. В конце концов, в этом музее запечатлена мудрость народа. Ничего лишнего – все рационально и продумано до мелочей. Ветряная и водяная мельницы, пекарня, овин, ток, кузница, дом с надворными постройками, амбар – являют собой набор жизненно необходимых построек, который венчал жизнь древних булгар. Причем. этот музей действующий, в том смысле, что здесь мельница производит муку, пекарня печет удивительный по запаху и вкусу хлеб по древним рецептам, кузница – на ходу. В  музее представлен богатый шлейф орудий, которыми пользовались булгары в поле и дома для производства пищи и одежды. Здесь окунаешься в мир патриархальной старины с ее благостной атмосферой бытия. Наш гид по музею хлеба Наталия Александровна Глухова повела нас к площадке, на которой  экскурсантам можно окунуться в атмосферу Сабантуя и попробовать проявить себя в народных татарских играх.
Белая мечеть рядом, и мы устремились к этому великолепию с восхищением в сердце. По официальным данным, на облицовку всего  комплекса зданий ушло 1200 тонн белого итальянского мрамора. Величина комплекса, включающего в себя медресе и постройки хозяйственного назначения, столь обширна и великолепна, что невольно возникает сравнение с жемчужиной зодчества – Тадж Махалом.
Булгар – здесь предки казанских татар впервые приняли ислам, и сегодня по праву носит звание святого для мусульман места. Здесь все дышит древностью и святостью. А сколько легенд и преданий хранит эта земля…
Это святое место посетил недавно Президент России В.В. Путин вместе с бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, усилиями которого возрождалась былая слава столицы поволжского ислама.

 
niceText