Притяжение Евлашево Печать

Особенно притягательным для поисковиков и исследователей стало село Евлашево, когда-то большое и многолюдное, теперь почти исчезнувшее.
Три церкви принимали прихожан, теперь одна смотрит  на опустевшее село зарешеченными глазницами искореженных окон. А когда-то сюда на молебен сходились верующие с окрестных сел Маматово, Варваровка, Еремеево. Мы об этом  писали не раз. Публикации «Пчеловод из Евлашево», "Живет история умершего села", "Клад Евлашевых" вызвали большой интерес у читателей. Некоторые прислали свои отзывы, дополнения, вот одно из таких писем:

Здравствуйте, уважаемый
Николай Скобликов
и сотрудники редакции газеты «Призыв».

На сайте Вашей газеты www.priziv-lyambir.ru мне встретились 3 статьи, касающиеся истории села Евлашева и деревни Маматовки: «Пчеловод из Евлашева» (от 22.07.2010г.), «Живет история умершего села» (от 25.01.2011г.), «Клад Евлашевых» (от 25.01.2011г.). К сожалению, я не являюсь подписчиком вашей газеты (живу в г.Саранске), поэтому другие материалы на подобные темы мне неизвестны, но были бы очень интересны, поскольку из этих мест происходят мои предки. Хотелось бы продолжить разговор на эту тему…
Хочу остановиться на маленькой статье Н.Скобликова о маматовских разбойниках («Клад Евлашевых» от 25.01.2011г.): «Прочно укрепилась в сознании людей история с разбойниками, промышлявшими в здешних краях. Поговаривали, что не было спасения от них ни церквям, ни помещичьим усадьбам, ни богатым людям. Награбленное они, якобы, прятали в тайник на Маматовской горе. Главарь этих казаков-разбойников был пойман царской охранкой, осужден и сослан в Сибирь» (http://kulyat.info/prizyv-lyambir/7606-klad-evlashevyx.html). Статья очень маленькая, может быть она опубликована на сайте в сокращенном объеме?
Со слов моих родственников известно, что мой прадед 1877 г.р. из деревни Варваровки был у местной барыни в кучерах: «А ведь на эту должность не каждого возьмут. Нужен красивый, обходительный человек, чтобы барыне было не стыдно. Таковым и оказался Евдоким. Он старался во всем ей угодить: в дождливую погоду поддержит край платья, чтобы не запачкался. Барыня отблагодарит его пятачком, а однажды и золотой пожаловала за собственное спасение. Возвращались они как-то с барыней из соседнего села. Дорога шла лесом. Вдруг из гущи деревьев выскочили лихие люди, один из которых схватил лошадь под уздцы и повис на них. Лошадь уже было совсем остановилась, но в это время Евдоким со всей мочи огрел ее кнутом, она взвилась на дыбы, скинула лиходея и понесла во весь галоп.  Барыня была напугана до смерти, а по возвращении одарила Евдокима золотым за свое спасение…». К сожалению, имя барыни неизвестно, может быть, это Варвара Нечаева, владелица Варваровки. Период всех этих событий - предположительно годы перед Первой мировой войной или революцией.
Со слов сторожил бывшего села Богородское-Голицыно следует, что примерно в те же годы очень уж разбойничали лихие люди на Нижегородском тракте, не исключение и окрестности села Голицыно. На выезде из села в сторону Нижнего Новгорода в ту пору стояла деревянная Казанская церковь. Все отъезжающие и приезжающие в первую очередь шли в храм поставить свечу Богу: приезжающие – за удачную поездку (не попались в руки разбойников и остались живы-здоровы), отъезжающие – за божественное сбережение в опасной поездке. Много было случаев, что из села народ выезжал, однако до Нижнего не доезжал… Как в воду канул…  Логово разбойников как будто бы находилось в лесу в сторону деревни Маматовки, который в обиходе жителей села называется «Рощей»…  Вот такая вот история…
Мои родственники, уроженцы деревни Маматовки, об истории с кладом на Маматовской горе вообще ничего не слышали даже от своих дедов…. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее: в какие примерно годы это происходило, как звали главаря этой шайки и т.д.   
Было бы приятно получить на адрес электронной почты или на почтовый адрес прочие ваши статьи на историко-краеведческие темы, помимо тех, с которыми мне удалось ознакомиться на сайте газеты. Может быть, смогу что-то дополнить и поделиться с вами имеющейся у меня исторической информацией.

С уважением,                                             
Иванова Т.В.

P.S. Ответом на письмо Ивановой стали и воспоминания Екатерины Ивановны Шабановой, работавшей в военные годы учителем в школе в деревне Варваровка. Однажды от местных жителей она услышала  предание, почему их деревня так называется. Говорят, раньше эта деревня принадлежала барыне, которую звали Варварой. Барыня имела богатые владения около реки Атьмы. Был у нее заводик по переработке круп, спиртзавод. Сразу после революции барыня успела уехать, а хозяйство ее так и растащили.

 
niceText