Играй, гармонь певучая! Печать

Доброй традицией нашего района стал конкурс гармонистов, собирающий под своим крылом любителей народных инструментов и народного творчества. Победители потом получают путевку на республиканский этап конкурса «Играй, гармонь!» Так было и на этот раз.

25 января   Пензятский сельский клуб гостеприимно распахнул двери, принимая исполнителей и зрителей, причем, число зрителей заметно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Хочется верить, что и число исполнителей также будет расти, а самодеятельные артисты старшего поколения - передавать свое мастерство молодежи. Тогда берущая за душу мелодия тальянки и впредь будет дарить людям радость…

Яркой и насыщенной была программа этого конкурса, доставившая немало приятных минут зрителям. Артисты буквально покоряли своим мастерством, и перед жюри стояла нелегкая задача – определить победителей. В итоге было принято решение: в номинации гармонист – любитель диплом и памятный подарок вручили Александру Куряеву  (на фото) из села Атемар.

За волю к победе наградили Тамару Щебневу из Берсеневки. Лучшим гармонитсом - профессионалом признали Камиля Ипкаева из Пензятки, поющим гармонистом – Александра Пыресева из Берсеневки.  Лучшим гармонистом - аккомпаниатором был признан Сергей Фудин из Александровки. За исполнение частушек наградили семейный дуэт Яушкиных из Лямбиря, а приз зрительских симпатий достался Мигдяту Бадретдинову из Аксеново. А у Вячеслава Бутунова был дебют.

Виртуоз

 

Воображение – свойство человеческой души, которое ведет его к состоянию внутреннего совершенства, оно широко распахивает дверь в мир импровизации, и человек, наделенный этим качеством, оставляет яркий след в деле, которому отдал сердце, в людской памяти прелестью своей светлой жизни. Александр Николаевич Куряев качеством натуры прочно вписывается в это описание незаурядной личности. Стоит ему взять в руки гармонь, и крупное лицо его преображается, из внутренних глубин сути поднимается заряд чувств и эмоций и наполняет пространство, пробуждая буйство мыслей и пышных фантазий. Александр Николаевич - виртуоз. Слушая его попурри на тему народных русских песен, я никак не мог свыкнуться с мыслью о том, что передо мной самоучка, самобытный, своеобразный талант, пышно расцветший на абсолютной музыкальной памяти, совершенном слухе, душевном восприятии музыки, который не сумел овладеть нотной грамотой.

Магнетизм игры на гармони проявился в нем рано – в три - четыре года он уже брал в руки отцовскую гармонь, прошедшую с родителем боевой путь от Москвы до Берлина.

Родитель, Николай Осипович, весельчак и балагур, был гармонистом отменных качеств. Как Василий Теркин Александра Твардовского: «Для начала, для порядка кинул пальцы сверху вниз – сразу видно гармонист!»

С отцовскими генами передалась неодолимая тяга к музыке и Александру Николаевичу. Сосед, Виктор Федорович Залогов, импровизатор и технически совершенный гармонист, тоже приложил свою руку к огранке необыкновенного таланта мальца.

— Сядем с ним рядом, - вспоминает Александр Николаевич, - он на голосах играет, я на басах, а потом меняемся. Он говорил, главное в нашем деле слух, музыкальная память, душа, а техника – дело наживное, ее упорным старанием можно освоить.

В одиннадцать лет купил отец Александру Николаевичу баян, инструмент, который по своим техническим возможностям на порядок выше. И игру на этом более сложном инструменте Куряев освоил. Играл вдохновенно.

— Их у меня штук пять, но играть на баяне с моим букетом болезней уже не могу – тяжелый это инструмент, - продолжает разговор Александр Николаевич, - а гармонь, мой терапевт. Как возьму в руки, сразу забываю об артрите, инфаркте, сахаром диабете, высоком давлении и прочих недомоганиях.

Неистощимый импровизатор, он мог бы стать превосходным аранжировщиком, если бы удалось получить музыкальное образование. Но этот Божий дар не находил в уме достойного места. Куряев относился к нему как побочному явлению, которое скрашивает жизнь. А хотел стать моряком, пытался поступить в высшее Севастопольское морское училище, не прошел по конкурсу. Желающих было много, человек около трехсот на место.  Но безбрежные проявления таланта до сих пор разливаются в его музыкальных номерах, и слышится в них «Самое синее в мире Черное море мое».

В свое время художественная самодеятельность Атемарской птицефабрики занимала ведущие позиции в республике. Трио баянистов, в составе которого играл и Куряев, являлось основой музыкального сопровождения ансамбля. Влился в коллектив предприятия Александр Николаевич совершенно неожиданно для себя. Тогдашний директор Виктор Александрович Скопцов уговорил. И сразу вручил ключи от двухкомнатной квартиры. Против такого аргумента невозможно было устоять. С женой, Ниной Васильевной, уже воспитывали первенца Олега, а получить жилье в Саранском НИИ силовой электроники, где работал инженером, было очень проблематично. И хотя директор отговаривал, мол, куда ты уходишь? В резиновых сапогах навоз месить? Если захочешь вернуться – всегда рады принять тебя обратно.

Пятнадцать лет проработал главным энергетиком на птицефабрике Куряев. Сейчас на пенсии, но талант музыканта не дает покоя. Играет для людей старшего поколения в ДК, да уговорили выступать на конкурсах. 8 февраля согласился демонстрировать свое мастерство на зональном состязании виртуозов гармони.

Н. ДЮЖЕВ

 
niceText