Эх, дороги, как вы нам нужны… Печать

С  насущными проблемами шли на прием к первому заместителю председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству В.Б. Ефимову жители района. На фото нашего корреспондента вы видите председателя Совета депутатов Саловского сельского поселения Рябышеву Татьяну Васильевну, которая обратилась по поводу строительства дороги с твердым покрытием до села Смольково.



Первый заместитель председателя Госдумы РФ по транспорту и строительству Виталий Борисович Ефимов прибыл в наш район первого июня, во время празднования Международного для детей. Площадь, заполненная людьми, встретила его выступлениями художественной самодеятельности, состязаниями школьников в  искусстве рисования на асфальте. Осмотрев детское творчество и прослушав номера местных маленьких артистов, высокие гости проследовали в зал администрации района, где и началось обсуждение самых насущных проблем, которые уже давно висят дамокловым мечом над экономикой района.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Виталий Борисович Ефимов прибыл в наш район первого июня, во время празднования Международного дня защиты детей. Площадь, заполненная людьми, встретила его выступлениями художественной самодеятельности, состязаниями школьников в  искусстве рисования на асфальте. Осмотрев детское творчество и прослушав номера местных маленьких артистов, высокие гости проследовали в зал Администрации района, где и началось обсуждение самых насущных проблем, которые уже давно висят дамокловым мечом над экономикой района.

Первой проблемой, озвученной перед высоким гостем, явился капитальный ремонт Дома культуры.
— Еще в 2013 году была составлена проектно-сметная документация, но тут неожиданно грянуло новое требование — обязательная экспертиза, которая и забраковала проект. Два миллиона бюджетных денег пропало, - начал разговор Глава района Ш.Ф. Давыдов, - сейчас готов новый проект, который еще не прошел экспертизу.
— А сколько будет стоить строительство нового здания? – спросил Ефимов и получил ответ.
— 134 миллиона рублей заложено в реконструкцию старого здания ДК, а новое строительство на 40 миллионов рублей меньше, но  места для него нет. Придется только на месте старого возводить. А это траты на снос, утилизацию строительного мусора, транспортные расходы. Так, что в те же 134 миллиона и выйдет конечная сумма.
— Такую сумму Москва не утвердит. Реально можно рассчитывать на сто миллионов рублей. Остальные можно собрать со спонсоров. Может, предприниматели смогут  34 млн. собрать? – высказал свое мнение Ефимов.
— Появилась возможность реализовать проект реконструкции  через Министерство сельского хозяйства республики по программе «Устойчивое  развитие сельских территорий», - продолжил обсуждение Ш.Ф. Давыдов, - этот вариант нам кажется наиболее реальным.
По оценке директора Дома культуры В.П. Кирсанова, фундамент здания в хорошем состоянии, стены тоже,  необходимо в срочном порядке отремонтировать крышу, чтоб предотвратить дальнейшее разрушение. Хорошо бы в 2019 году это     сделать.
В.Б. Ефимова заинтересовала такая постановка вопроса, и он высказал желание встретиться с В.Н. Сидоровым, первым заместителем Председателя Правительства, министром сельского хозяйства и продовольствия республики и обсудить это.
Все последующие вопросы включали в себя проблемы дорог. Обстоятельства сильно осложняют жизнь селян в отдаленных деревнях, и некоторые люди вынуждены снимать квартиры в городе, чтоб обеспечить  детям доступ к образованию. В частности, Т.В. Рябышева с болью в голосе говорила о состоянии дорожного полотна на дороге до Смолькова.
— Пожарная машина может доехать до населенного пункта только к шапошному разбору, скорая тоже доберется, только преодолев полосу препятствий. Мусор никто не в состоянии вывозить, дети в школу добираются на школьном автобусе, который запросто может потерпеть аварию. По километру каждый год строят дробно, а дорога остается в  непроезжем состоянии.
— Таким образом, неэффективно используются денежные средства. Заасфальтировали  часть дороги и бросили. На следующий год снова надо завозить стройматериалы, технику, бригады строителей. Это же издевательство, а не строительство, нельзя такие небольшие объекты возводить кусками. Разве нельзя построить эти четыре километра одним заходом. А строят пять километров четыре года. Необходимо определить приоритеты дорог, какие первоочередные, а не распылять средства, провоцируя долгострой.
И.о. управляющий Коммунарским отделением агрофирмы «Октябрьская» К.В. Кулемин отвечал на жалобы жителей сел Маматово, Еремеево, Приволье и других, которые о дорогах с твердым покрытием и не мечтают, им бы хоть грунтовки содержать в проезжем состоянии. Но не всегда это получается, часто погода вмешивается в размеренный ритм жизни сел, в которых и прописаны-то менее десятка жителей.
— Осенью прошлого года убирать урожай приходилось глубокой осенью в условиях непрерывных дождей, естественно, дороги разбухли, и машины  проделали колеи, - пояснил Константин Викторович, - как только стало возможным весной, мы дороги привели в нормальное состояние. Время от времени пускаем  бульдозер, который равняет проезжую часть. Но жители просят защебенить дороги. В местах интенсивного движения агрофирма делает это, но по этим направлениям может быть раз в день проедет легковушка. Вкладывать средства в них нерационально.
— И все же, - не согласился В.Б. Ефимов, -  необходимо следить за дорогами к отдаленным селам. Вы их чаще используете, чем местные жители.
Когда-то дорога в Апполоновку была добротной. Асфальтовое покрытие служило верой и правдой до тех пор, пока по его обеим сторонам не распустил свои щупальца песчаный карьер. За сыпучим материалом сюда едут супермазы, китайские сорокатонники. Машина везет 40 тонн, да сама весит  под двадцать. 50-60 тонн какой асфальт выдержит? Вот и превратился путь в Апполоновку в полосу препятствий, преодолеть которую можно только на вездеходе.
Т.А. Федюшкина говорит, что в таком состоянии сейчас дорога, что с риском для жизни решаются ехать сюда водители скорой помощи и пожарной машины. По краям дороги горы мусора. Зачем  платить за вывоз отходов на полигон ТКО, когда можно бесплатно валить вдоль дороги. Страшно ехать по такой «трассе». Карьер разросся до такой степени, что уже рушит дачные участки, у которых есть хозяева. Домики жгут, чтоб не было препятствий для разработок. Проблема дороги здесь тесно переплетена с экологией. Кажется, пространственных ограничений нет у карьера, и он своими щупальцами охватывает все большую  территорию.
— Уместно в этом случае обратиться в прокуратуру, чтоб тот, кто рушит дорожное полотно, тот бы его и восстанавливал, - оценил ситуацию В.Б. Ефимов.  - Целесообразно установить пункт весового определения груза. Иначе какой асфальт выдержит нагрузку в 50-60 тонн. Явный перевес грузов. Главному инспектору, начальнику территориальной государственной автодорожной службы Н.А. Бояркину, специалистам Упрдора необходимо организовать выезд на место, составить подробный акт о том, что там творится, и принять необходимые меры, чтоб хозяевам карьера вменялось восстановление порушенного твердого покрытия и не допускался перевес груза. Я сам проехал по этой дороге, еле проехали по сплошным ухабам. До сих пор спина болит.
Много вопросов вызвал проект капитального ремонта дороги до Черемишева. Прежде всего, В.Б. Ефимова насторожила стоимость.
— Как может стоить дорога длиной в три и три десятых километра 52,5 миллиона рублей? – вопрошал он собравшихся. — Почти по 16 миллионов рублей за километр. Я б мог согласиться, если б эта дорога была в 4,5 метра шириной, при строительстве использован высокопрочный                  гранитный щебень, специальный битум, по всей длине металлические отбойники, освещение, мосты через овраги или речки. Обыкновенную дорогу же запроектировали. Мы проведем независимую экспертизу в Москве и тогда решим, что делать с вашим проектом.
В Мордовии около трехсот сел, которые вообще дорог не имеют. У вас в Лямбире немало улиц, по которым проехать сложно, а вы такие суммы закладываете в простую, в общем-то, дорогу.
Президент страны В.В. Путин обещал удвоить инвестиции на строительство дорог. Мы пытаемся 900 миллиардов рублей дополнительно из этой суммы отвоевать на то, чтоб направить средства в регионы, тогда решать ваши проблемы со строительством дорог будет значительно легче.

Пользуясь случаем, редакция нашей газеты также передала первому заместителю председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству В.Б.  Ефимову вопросы, составленные журналистами из бесед с читателями. Виталий Ефимович обещал их рассмотреть, а ответы передать через своих помощников.
«Необдуманная ликвидация районных дорожно-строительных управлений привела к тому, что на селе некому стало вести текущий ремонт и уход за полотном с твердым покрытием. В результате, дороги, которые могли бы служить еще долго,  пришли в негодность. Просим Вас поднять на законодательном уровне вопрос восстановления районных ДРСУ, или это могли бы быть малые дорожно-ремонтные предприятия».

«Нельзя ли продумать вопрос запрета большегрузным машинам ездить по сельским дорогам с твердым покрытием (они и так на  ладан дышат)? Разрешать только грузоподъемностью не выше 10 тонн».

«На селе, практически, все приусадебные наделы перестали обрабатываться. В лучшем случае, селяне сажают картофель для собственных нужд, лук, чеснок, помидоры, огурцы и прочую надобность. Все это размещается на нескольких сотках, остальная площадь зарастает травой. В результате, по всей стране от самопала высохшей травы сгорают целые деревни, горят леса.
Эту проблему можно решить за счет налаживания выпуска мини-тракторов по доступной для селянина цене. Желательно, чтоб государство субсидировало это производство с тем, чтоб цена для покупателя была не триста тысяч, а в пределах ста. Ведь не на чем сейчас селянину обрабатывать надел в 40-50 соток. Мотоблоки эту проблему не решают.
К тому же, молодежь, падкая на технику генетически, приобщится к делу.
При обеспечении сбыта, наши селяне при таком раскладе завалят страну экологически чистой продукцией. Если этот вопрос поднять на законодательном уровне, можно решить целый букет проблем: создать тысячи новых рабочих мест, вовлечь селянина в экономику и  оживить умирающее село, за счет обработки пустующих наделов ликвидировать пожароопасные очаги, приучить детей к труду. При этом, продуманно подойти к завозу картофеля и овощной продукции из-за рубежа. Такие овощные культуры, как лук, чеснок, морковь, запретить импортировать.


Николай Скобликов

 
niceText