Характер закаляется в борьбе Печать

Искристая ель в центре Лямбиря подмигивала прохожим веселыми цветными огоньками гирлянд, переливалась волнами световая иллюминация на площади, и скрипел снег под ногами. Люди наслаждались ясным предновогодним зимним вечером, подсвеченным белизной снежного покрова, и …с удивлением посматривали на чудака, который разравнивал лопатой снег и поливал его водой, поливал и разравнивал, ждал когда застынет и дальше лил воду. А человек просто делал доброе дело – усовершенствовал детскую горку. Дабы скатившись с нее, ребятня не подпрыгивала на снежных ухабах, а весело летела дальше, получая максимум радости и детского счастья…

 …Камиль Алиевич Ерзин часто делает то, чего просит его деятельная натура, чутко откликающаяся на детские проблемы и проблемки. «Несет отсебятину», – иронично говорит он о себе. Устраивает игры в ФОКе для сельской ребятни, выходит за рамки учебной программы по физкультуре, организуя занятия по стрельбе, дополнительной физической подготовке юношей, знакомит с основами военного дела.  

 

 

Подарок от Льва Яшина

В далеких шестидесятых дворовая команда была почти на каждой улице. На «самодельных» футбольных и хоккейных полях закладывался фундамент для формирования здорового духа в здоровом теле. Юное поколение получало заряд колоссальной энергии, жизнелюбия и оптимизма. Рождались лидеры и таланты. Из таких дворовых команд выросли многие спортсмены, учителя и военные. Один из них – Камиль Алиевич Ерзин. Он с ностальгией говорит о своем отрочестве, исполненном дерзкими мечтами, бесшабашной юной смелостью и крепкой мальчишеской дружбой. Их сельская команда была такой сильной, что побеждала на республиканских соревнованиях! Старшие ребята - Фярид Хайруллин, признанный лучшим вратарем республики, Рашид Нугаев и Някип Нугаев, Рафик Аймуранов и Шамиль Сибушев – инициировали идею письма культовому футболисту тех лет Льву Яшину (мода тогда была – обращаться в письме к знаменитым людям). В ответ пришла посылка от Яшина – с полной вратарской экипировкой и настоящим кожаным мячом! Для ребят это было событием из ряда вон выходящим – бесценным подарком и признанием. Оно вдохновило юных футболистов на новые спортивные взлеты. Ознаменовало первую большую победу в жизни, вселило уверенность и веру в себя. И создавало основу для формирования той самой успешной и разносторонне развитой личности, о которой твердит современная педагогика.

- Нам повезло еще и в том, что были подвижники массового спорта, организаторы, такие как комсомольский лидер Евгений Филиппович Лаврентьев, - продолжал рассказывать К. А. Ерзин. – Любовь к спорту, так сильно разгоревшуюся в нас после славного футбольного «прошлого» поддержали наставники, которые, расширили наш спортивный кругозор и привили интерес к боксу, легкой атлетике, штанге, борьбе. Мой друг Хаким Шабайкин где-то достал книгу о самбо. Она меня зацепила рассказом о новом, экзотичном для нас, виде спорта, учившем побеждать не силой, а умом.

Увлеченность переросла в намерение овладеть приемами самбо на профессиональном уровне. Удалось. Он совершенствовал свое умение уже в армейской спортивной секции, где стал кандидатом в мастера спорта.

Для Мордовии самбо было в диковинку, и Камиль Ерзин с другими лямбирцами стали основоположниками этого вида спорта в республике. Вуз еще более тонко отточил его мастерство – он попал в студенческую команду самбистов, и впоследствии сам стал тренером. Вершиной его борцовской карьеры стало звание чемпиона республики по самбо.

Будучи членом университетской сборной «Буревестник» по лыжным гонкам и районного добровольного спортивного общества «Урожай», он защищал честь Лямбирского района и Мордовии на соревнованиях по биатлону, где стал третьим призером республики.  

 

Призвание 

Путь Камиля Алиевича в учительскую профессию начался с уроков первой учительницы Мянсуры Летфулловны Казаковой. Этот человек на всю жизнь стал родным и близким, правдивым судьей и мудрым советчиком. На развилках судьбы он не раз обращался к своей наставнице, всякий раз находя ответы на самые сокровенные вопросы.

После армии Камиль Алиевич поступил на факультет физвоспитания пединститута. Молодой специалист со свеженьким дипломом был полон самых радужных надежд и высоких педагогических стремлений. …И тут судьба устроила проверку искренности его помыслов. Друг, начальник Лямбирского отдела милиции Горожанкин, знавший нравственность и физическую подготовку Ерзина, стал уговаривать его служить в милиции, предрекая большой успех в карьере. Заманчиво. Но сомнение жгло душу – а не совершит ли он ошибку, сойдя с намеченного пути?! В поисках ответа он направил свои стопы к Мянсуре Летфулловне, мудрость которой могла наставить его на путь истинный. «Выбор только за тобой, - сказала она тогда Камилю. – Если школа твое призвание – она тебя не отпустит. Да и сам уйти не захочешь».

…Три года работы в городской школе, где молодой преподаватель получил первые практические уроки педагогического мастерства, заложили в него хорошую учительскую «закваску». Начальный опыт стал краеугольным камнем успеха его учительства в Лямбирской школе №1, где он трудится более тридцати лет.

И все эти годы, каждое утро он входит в класс с открытым сердцем и взглядом, излучающим радость от встречи с учениками: малыми и старшими, отличниками и двоечниками, сорви головами и скромниками. Это соцветие детских характеров он умело собирает в единый букет дружного коллектива. Магия его человеческого обаяния очаровывает и коллег, и воспитанников. Едва завидев на горизонте любимого учителя, резво крутящего педали велосипеда, они уже издали кричат во все свое ребячье горло: «Здравствуйте, Камиль Алиевич!». Им интересны его занятия в ФОКе, походы в лес и уроки. После звонка они говорят: «Спасибо за урок!». И это дорогого стоит.  

 

В поисках ответа 

Как воспитать патриота в эпоху перемен, когда старая идеология развалена, а новой еще нет? Воспитательная составляющая в образовательных учреждениях теоретически есть, а практически сведена на очень низкую ступень. С арены школьной жизни исчезли октябрята, пионеры, комсомольцы. А заимствованные скауты и волонтеры пока с трудом приживаются на отечественной почве. Школьная НВП была погребена под осколками перестройки и распавшегося Союза. Военруков сократили, оружие сдали. Взамен ввели «Основы безопасности жизнедеятельности», но новый предмет, увы, не заменил старую добрую НВП.

Бывший военрук, учитель ОБЖ и физкультуры Камиль Алиевич Ерзин, уверен, что выход есть. – Через возврат к урокам начальной военной подготовки, возрождение военно-полевых игр, туристических троп и школ выживания (и не только для «трудных», но и для всех).

- У нас есть наработанный десятилетиями опыт, – говорит он. – И результаты военно-спортивных состязаний у наших воспитанников были высочайшими в республике, с нами считались на уровне Союза! Приглашали команды юнармейцев в «Артек» и «Орленок». Каждый мальчишка, особенно если он из неблагополучной семьи, был, как на ладони. Это были настоящие уроки военно-патриотического воспитания, которые любили и юноши, и девушки. Притчей во языцех стала сборка и разборка автоматов за рекордно короткие сроки и меткая стреьба юных представителей обоего пола. Памятны мне сестры Каниковы, которые справлялись с этим за 25 секунд, и стреляли не хуже мальчишек. Учащиеся детально знакомились с историей народа и армии, воинских наград и героическими подвигами сверстников и земляков. Занятия в тире развивали зоркость глаза, твердость руки и терпение. Наш выпускник Ренат Ямбаев, который трудится в органах МВД и его сверстник Шамиль Батршин на 25 метрах сшибали спичку из малокалиберной винтовки – бывалые охотники не верили глазам своим. Обширная спортивная и физическая подготовка, по сути, была многоборьем: плавание, стрельба, оказание медицинской помощи, гребля, подтягивание и бег. Сейчас оно переродилось в Старты надежд и Президентские игры. Строевая и морально-психологическая подготовка готовила к службе в рядах Вооруженных Сил страны. Понятия воинской чести и долга перед Родиной находились на небывалой высоте. Ребята по возвращении из армии говорили, что им было легче тех, кто НВП не прошел. Для многих военное дело стало любимым делом всей жизни. Как для Дамира Хайдаровича Янгляева – полковника в запасе и заведующего кафедрой основ ОБЖ в МГУ имени Ломоносова. Подполковника в запасе Владимира Вячеславовича Фошина, офицеров Владимира Гусева и Олега Сивонькина, студентов военного училища Мурата Глямшина и Ряшита Абдулова. Для этих и многих других воспитанников пошла впрок эта наука, «рождающая мужей». Колоссальную прививку от лености и НЕздорового образа жизни дети и подростки получали, участвуя в "Зарницах", военных играх, турпоходах, марш-бросках, которых с нетерпением ждала вся школа. Старшие вели и обучали младших. Дисциплина, взаимовыручка, дружба, воспитание любви к родному краю, навыки выживания в трудных условиях, преодоление препятствий, правила оказания первой помощи, близость к природе – все это результат, в общем-то, обычных игр в «казаки-разбойники», «городки», которые во все века была в крови российских отроков. И наша задача – эту тягу разбудить и направить в благое русло.

 

 

УМИДА ЯХИНА

 
niceText