«Я богат детьми и правнуками» PDF Печать E-mail

— Я самый богатый человек, - не без гордости продолжает разговор Касим Хасянович Шандиков,- тринадцать внуков и правнуков подпирают мои года. И теперь я не жалею о том, что Аллах мне не послал сына- дочери холят нашу старость каждодневно. Все, что Бог делает, все к лучшему.  Счастье мое - Мавжудя, с которой мы прожили 65 лет в любви и согласии. Желаю всем молодым прожить так, как мы прожили с женой.


10 октября Касиму Хасяновичу Шандикову исполнится 90 лет. В этом стройном невысоком человеке живет большая добрая душа. Этим качеством натуры Касим Хасянович щедро одарил своих многочисленных потомков. Четверых дочерей  воспитали вместе с женой Мавжудей Аминовной, которые одарили родителей восемью внуками и пятью правнуками. От Мавжуди Аминовны потомки унаследовали целеустремленность, скромность и степенное отношение к жизни.



— Жаль только, сыновей Аллах не послал, - сожалел когда-то, будучи молодым Касим Хасянович, - фамилию по этой причине потомки унаследовать не могут. Растворился род Шандиковых в других, пусть не менее славных, но заслонивших наш шандиковский корень. Жаль. Отец мой, Хасян  Файзуллович, дорожил честью фамилии и нес ее достойно через все испытания.
Во втором классе учился накануне Великой Отечественной войны Касим Хасянович. Отец и два старших брата, Усман и Хайдар, с первых дней войны отправились на фронт. Не сладко приходилось семье в тылу. С утра до позднего вечера мать, Фатима Шарафетдиновна, работала в колхозе. Семья ждала вестей с фронта. В каждый дом война стучалась похоронками, извещениями о «без вести пропавших». Не обошла стороной жестокая весть и дом Шандиковых: похоронка на брата Усмана обрушилась на хрупкие плечи Фатимы Шарафетдиновны  нежданно и тягостно. Горе оставило в сердце женщины саднящую  зарубку. Зарыдала женщина, раненой птицей упала на пороге. В голове неотступно билась мысль: «Вернутся ли живыми муж и второй сын?» И было от чего горевать:  почти в каждый дом война несла горечь потерь. Очень часто по две, а то и три похоронки разрывали сердца родных, живших надеждами на их возвращение.
- Мы верили в Победу,- говорит Касим Хасянович,- как бы трудно не приходилось. На плечах матери остались четверо  детей.  Самой старшей сестре Сание было тринадцать лет.
Чтоб помочь матери,  Касим стал работать в колхозе, окончив всего четыре класса. На том образование подростка и закончилось.
— Хватила горюшка семья Касима, – говорит  его жена Мавжудя Аминовна, - годы были голодные. Негде копейку добыть, выручало подворье. Хоть с голоду не пухли, хлеба, испеченного наполовину с лебедой, приходилось отведать вдоволь.
Легче стало, когда с фронта вернулись отец, Хасян Файзуллович, и брат Хайдар. Израненные, с потрепанными нервами, но их возвращение лучом весеннего солнца обогрело души домочадцев.
В 1951 году Касима Хасяновича призвали в армию. Служил в Германии. Старшее поколение немцев, до краев переполненное ненавистью к победителям, с нескрываемой злобой относилось к солдатам.
— Дух исключительности  еще довлел над умами, переполненными гитлеровской спесью, - вспоминает ветеран труда, - но молодежь уже проявляла  заметную лояльность. Иначе относилась к нам в отличие от своих отцов, отравленных геббельсовской пропагандой об исключительности немцев, нации мирового господства.
Отслужив в армии, Касим Хасянович устроился работать в Лямбирскую МТС, где трудился до пенсии. Сейчас вместе с женой Мавжудей Аминовной живут в частном деревенском доме, построенном собственными руками  рядом с отцовским  утлым домишкой, в котором хозяйка, Фатима Шарафетдиновна, умудрялась давать кров на несколько месяцев еще и пятерым приписанным солдатам.
— Мать была очень добрым человеком,- говорит Касим Хасянович,- всегда готовым протянуть руку страждущему. Но детей держала в строгости. Жизненный стержень в душе каждого взращивала упоительно и со знанием дела. Необразованная деревенская женщина своим материнским сердцем чувствовала,  как направить на верный путь детей, а их было в семье шестеро. Те времена славились обильной молодой порослью. Ее заслуга в том, что я всю жизнь был равнодушным к сигарете и рюмке.  И дожил до преклонных лет.  
Строить дом в нынешнюю пору непросто, а в начале пятидесятых только крайняя необходимость вынуждала порой продавать все с себя, чтоб обрести крышу над головой.  Касима Хасяновича выручили главный агроном района  Степан Николаевич Юрасов, давший в долг деньги на приобретение стройматериала, да отец с братьями, помогавшими ставить дом.
- С миру по нитке - голому рубаха,- смеясь, говорит Мавжудя Аминовна, - так и обзавелись собственным жильем.
Мавжудя Аминовна - женщина с юмором и напористым характером. Вокруг ее умения обеспечивать семью всем необходимым и строилась жизнь Шандиковых.
— Глава в семье - я, а жена - кассир,- улыбаясь, говорит  Касим Хасянович, - а кто владеет средствами, тот и  рулит судьбами детей.
— Я - самый богатый человек, - не без гордости продолжает разговор Касим Хасянович,- тринадцать внуков и правнуков подпирают мои года. И теперь я не жалею о том, что Аллах мне не послал сына- дочери холят нашу старость каждодневно. А вот у некоторых моих знакомых по два, три сына, так они и не вспоминают о родителях. Все, что Бог делает, все к лучшему.  Счастье мое - Мавжудя, с которой мы прожили 65 лет в любви и согласии. Желаю всем молодым прожить так, как мы прожили с женой.
Дочери обросли своими семьями,  все дети ответственные, работящие люди. Чистые сердцем и помыслами. Старшие из пяти правнуков заявили о себе в спорте.   Рамиль Манеев - известный легкоатлет Мордовии. В прошлом году был на сборах в Артеке. Еще один правнук, Азамат Мусяев, тоже занимается легкой атлетикой. Недавно он вернулся со Всероссийских соревнований в Адлере.
— Я своими потомками доволен, - говорит Касим Хасянович, - не зря я жил на земле, поскольку мои чаяния о лучшей жизни подняли на свои плечи внуки и правнуки, надеюсь, воплотят их в добрые дела.
— Мне попалось под руку стихотворение  Людмилы Татьяничевой, - сказал в заключение разговора Касим Хасянович,- оно очень точно отражает все, что происходило в годы лихолетья в семьях.

Я о России,
Не о хлебе…
Война ломилась в отчий край.
Единственный,
Как солнце в небе,
Лежал на блюде каравай.
Он выпекался из пайковой,
С древесной примесью муки.
А мать
Неспешно и сурово
Его делила на куски.
Той справедливой мерой с нею
Никто сравниться бы не мог.
Кто был слабей -
Тому сытнее
И толще  резала кусок.
Как хлеба ни было бы мало,
О всех заботясь и скорбя,
Мать никого не обделяла.
За исключением
Себя…  

НИКОЛАЙ СКОБЛИКОВ

 

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1
mod_vvisit_counterВчера9166
mod_vvisit_counterНеделя39470
mod_vvisit_counterПрошлая неделя49997
mod_vvisit_counterМесяц141462
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16199303

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА