Ориентация на традиции PDF Печать E-mail

9  июля в здании районной Администрации прошел сход граждан села Лямбирь, поводом для проведения которого послужил перенос даты проведения праздника Ураза байрам. Местная мусульманская организация «Иман», сославшись на решение муфтия Ильдуса-хазрята Исхакова, объявила днем проведения 6 июля. Пятого числа двери соборной мечети «Галия» были закрыты, старейшины села и их последователи не смогли вовремя  провести праздничный намаз.

Переполненный зал райадминистрации разделился на два лагеря. Меньшинство, во главе с председателем общества «Иман», попыталось объяснить сложившуюся ситуацию. Однако доводы ни Руслана Максимова, ни имама Рашида Сайфулова не удовлетворили большинство собравшихся.
Создалось впечатление, что каждая из сторон уже заранее была не готова услышать друг друга. К великому сожалению, свою лепту внесли женщины.  Накал страстей был не шуточный, оскорбления сыпались, как из рога изобилия. Только присутствие сотрудников правоохранительных органов не давало выходить ситуации из - под контроля.
Поэтому нет смысла пересказывать нелицеприятные моменты собрания.
Запомнилась миловидная бабушка с четками в руках, уставшая от крика и шума, что сидела и причитала на татарском: « Бу нинди адят? » ( «Что за поведение?»). Во истину, не всегда можно поставить знак равенства  между понятиями «религиозность» и «духовность».
Если повод для собрания был очевиден, то причины конфликта более глубокие и корнями уходят в пресловутые 90-ые годы. Еще тогда были посеяны зерна непонимания между старейшинами татарских сел и молодыми имамами, получившими исламское образование в арабских странах, когда вековые устои, местные традиции (адат) стали называться нововведениями в ислам (бида). Проведение похоронных и послепохоронных мероприятий (љч, ќиде, кырык кичђсе, скат йљретњ) новые муллы объясняли влиянием христианства.
Устои традиционного ислама расшатывались постепенно. Религиозное мировоззрение местных мусульман, загнанное в подполье  во времена оголтелого атеизма, теперь подверглось притеснениям со стороны единоверцев.
Молодые прихожане мечетей  с присущим им юношеским максимализмом вливались в ряды новоиспеченных толкователей исламского вероучения. Люди же среднего поколения  с недоумением вопрошало: «А как же обычаи наших предков?» Кстати, похоронные обряды считаются самыми консервативными и не меняются в течение столетий. Последним оплотом традиций остаются старейшины, чьи ряды с каждым годом,  к сожалению,  редеют.
С годами становится очевидным, что противоречия  в нашей мусульманской умме -  это разногласие разных религиозно-правовых  школ (мазхабов). Наши предки придерживались ханафитского мазхаба, его отличительная черта это рациональность.
Внутри исламского богословия исторически существуют два направления (две философии-авт.). Первые - буквоеды, формалисты, законники. Их постулат:  «Мы лишь повторяем то, что сказано в Коране». Вторые пытались и пытаются понять, почему Господь установил то или иное предписание. И уже понимая это, вдумчиво подходит к применению религиозной практики. Имам Абу-Ханифа как раз был одним из таких лидеров рациональной школы внутриисламского богословия. Он разработал метод правового толкования «истихсан», смысл его в том, чтобы выбирать лучшее. Надо и букве закона следовать, но в первую очередь надо понимать, для конкретной ситуации какое решение будет лучшим, выбирать лучшее. Или можно сказать иначе - вдумчивый подход. Отсюда проистекает идея национальных обычаев, если народ что-то принял, поддерживал в течение веков, значит, это не просто так. Ориентация на национальные обычаи - это следствие вдумчивого подхода.
Сам имам Абу- Ханифа говорил, что нам все наши разногласия нужно оставить на суд Богу: кто правильно исповедует религию, кто неправильно, кто искренне, кто лицемер,- не нам судить, об этом должен знать Аллах. Если человек сказал, что он мусульманин, уверовал в это в сердце, для нас он мусульманин. Такой подход позволил выстроить пространство для мирного сосуществования различных воззрений, потому что мы всегда жили в многоконфессиональном окружении. Это вероучение, очень комфортно ложилось на ту историческую действительность, в которой проживали наши предки.
А ведь можно было не допустить конфликтную ситуацию, если на самом деле вдумчиво подойти к проблеме. Не трудно же было предположить, что большинство лямбирцев не смирится с переносом даты праздника. Может всему виною гордыня, эго (нафс) отдельных священнослужителей. Хотя имам мечети  Р.Сайфулов искренне извинился перед собравшимися, сославшись на волю вышестоящего начальства, однако вопрос: «Почему Верховные муфтии в Москве и Уфе праздновали 5-ого числа?» повис в воздухе.
- Такое положение вещей дальше продолжаться не может – «точка не возврата пройдена», - слышалось в зале. Большинство жителей села потребовало создания нового общества мусульман. Под одобрительные аплодисменты решение это было принято.
На сегодняшний день идет подготовка документов для регистрации в Минюсте, с каждой улицы села будут делегированы представители в Совет общества.

Подготовил
А.М. Васькин.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Март
ПВСЧПСВ
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6792
mod_vvisit_counterВчера7321
mod_vvisit_counterНеделя29270
mod_vvisit_counterПрошлая неделя52728
mod_vvisit_counterМесяц188282
mod_vvisit_counterПрошлый месяц202161
mod_vvisit_counterВсего16033362

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА