Атемар - первая столица края (прод.) PDF Печать E-mail

(Продолжение, начало в номере
за 10 июня).

КРЕПОСТЬ

Атемарская крепость занимала квадратную площадь, длина каждой из сторон - 100 саженей. На каждом углу стояли земляные возвышения (быки) округлой формы, на которых возвышались наугольные деревянные башни.
От угловых башен шли стены, в середине которых имелись проезжие ворота. Внутри крепости располагались воеводское управление, дом воеводы, караульное, оружейное помещения. Также имелся пороховой погреб, который находился глубоко под землей. Сохранилась красивая легенда о крымском колодце, глубиной в 25 сажений, в котором якобы утопил свою золотую шапку крымский хан.


Место для крепости было выбрано удачно — на высоком берегу речки Атемарки. С высокого холма хорошо просматривалось «Дикое поле». Вдали виднелся лес: на восток — Сурский, на запад — Атемарский, называемый Засекой. На южной стороне к речке была дополнительно подсыпана насыпь слоями из чернозема и трепела, бутового камня, для предохранения валов и быков (опор) крепости от паводковых вод. Устройство сторожевой черты зависело от местности, по которой она проходила. На открытых и безлесых пространствах делалась земляная насыпь со рвом, заполненным водой. По валу проходил высокий частокол с заостренными столбами. Через определенные расстояния стояли быки с башнями, на которых разводили огонь, если стрельцы-сторожа замечали приближение врагов, раздавался набат, и крепость готовилась к отражению врагов.
По лесу шли засеки, а около речек по обеим берегам вала не было, но были террасы: то есть, высокий частокол, который шел к руслу речки, проходил по ней и выходил из реки обратно к валу. В районе Атемара было три террасы: через речку Атемарку, речку Голяву (Малая Атемарка) и лесной ручей.
В наказах из Москвы воеводе предписывалось «городовых и засечных крепостей осматривать по часту, ... дабы худых старых и новь попорченных мест не было». Специальные люди с завалов и с крепостных стен (тарасов) сгребали снег, чтобы вешние воды не размыли валы и быки. Другие служилые люди предохраняли башни и частоколы по рву от пожаров, окашивали по валу траву и с ногайской, и русской сторон.
Засечные леса с русской стороны считались «заповедными», их не разрешалось рубить посопским крестьянам, а тот лес, который подходил валом с ногайской стороны, вырубался. С «pycской стороны» к засеке была проложена «стежка», которая считалась заповедной, где только засечные сторожа имели право проезда.
При Петре I в 1700 году атемарцы привлекались к посылке на работу по корабельному делу под Воронеж и на реку Камышинку для сооружения шлюзов канала Волго-Дон. Для их охраны отправлялись стрельцы, казаки и пушкари «с добрым оружием». Крестьяне-хлебопашцы облагались непосильными налогами. Вместо подворного - налог заменили на подушный с лиц мужского пола. Многие были этим недовольны и убегали на окраины: Дон, Нижнюю Волгу, Яик. Служилые люди после всего этого желали освободиться от службы и осесть на земле, чтобы заняться хлебопашеством.
Воевода ведал военными, гражданскими и судебными делами, за исключением уголовных дел, которые вершились губными старостами-сыщиками. Последние не подчинялись воеводам. По гражданской части воевода следил за исполнением распоряжения правительства и полицейского надзора за населением, доходами в казну. Налоги были окладные (подати с земли) и неокладные (с рыбной ловли, охоты, судебные и торговые пошлины), что было разорительно для крестьянских хозяйств. Поэтому, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, атемарцы сдались казакам Михаила Харитонова: «...пришли воровски казаки на Атемар и атемарские де казаки город им ворам, сдали и голову воеводы Михаила Кункина и его племянника, выдав, убили». Целых три месяца с сентября по декабрь 1670 года Атемар был «вольным городом» под властью повстанцев. На территории Саранского и Атемарского уездов были сформированы отряды Павла Елушева — крестьянина из мордовской деревни Шугурово, Федора Белоуса —атемарского служилого человека, мордовского мурзы Акайки Боляева. Саранск и Атемар превратились в район, который снабжал повстанцев фуражом, съестными припасами, холодным оружием. Но силы были неравные, правительственные войска разбили под Шацком отряд мурзы Федора Белоуса, под Баевом и Ромодановом — отряд Акайки          Боляева.
Шестнадцатого декабря после вооруженной стычки с гарнизоном Атемара, которым командовал Павел Елушев, войска ворвались в крепость. Предводитель повстанцев был повешен. Особенно была губительна для крепостных стен и жилых домов пушечная стрельба правительственных войск. Деревянные стены и дома, крытые соломой, горели.
Судя по архивным документам, побывал в крепости летом 1774 года и Емельян Пугачев. Многие жители Атемара добровольно перешли на сторону пугачевцев.

 

 

ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ АТЕМАРА
И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Одновременно с образованием Атемара казаки и стрельцы способствовали возникновению миссионерского центра – монастыря во имя Воскресения Господня. Это было еще задолго до основания саранских монастырей. Атемарская обитель некоторое время, пока сам Атемар играл роль главного опорного пункта края, процветала и благоденствовала. Из монастырских деятелей известен только один – настоятель Геннадий (1654-1660), состоявший в чине строителя. Очевидно, монастырь был упразднен на рубеже XVII-XVIII веков, более поздних данных о нем нет.(5) Около деревни Екатериновка лес и поле до сих пор называют монастырскими, ведь когда-то они принадлежали Атемарскому монастырю.
За продолжительную и отнюдь не тихую историю в Атемаре сменилось несколько церквей, в основном, деревянных. В 1796 году прихожане поставили рубленую церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, одноглавую, с теплой трапезной и деревянной колокольней. Простояв незыблемо почти столетие, она стала ветшать, к 1890-м годам собирать в ней людей на богослужения становилось опасно. Сбор средств велся несколько лет, и в 1894 году вместо деревянной церкви была поставлена каменная.
Причем, было решено, что кирпич будут делать сами жители села в собственных печах для обжига, длинным рядом расположившихся вдоль реки. В 1864 году была поставлена каменная церковь, стены которой соединили железными пластинами, где даже сейчас можно прочитать год соединения двух стен - «1892».
Атемарцы никогда не были бедняками, но даже им одолеть денежные трудности было не по карману. До 1902 года вместо трех запланированных престолов и иконостасов в храме оставался один, центральный, во имя Святителя Николая Мирликийского, и только затем были заказаны, исполнены и смонтированы еще два – в честь Рождества Христова и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Второй церковью, перешагнувшей рубеж XX века, была Троицкая, возведенная на кладбище в 1854 году (очевидно, взамен прежней, обветшавшей). Возможно и другое предположение: в 1854 году старая церковь подверглась генеральной переделке, что ее спасло только ненадолго, так как в 1881 году она была запечатана и несколько месяцев ремонтировалась, после чего епархиальное начальство организовало инженерную экспертизу. Инженеры-строители пришли к выводу, что все работы проведены на должном уровне, безопасность прихожан гарантирована, церковь можно открыть. Окончательно разрушили Троицкую церковь в тридцатые годы. Тогда же закрыли Николаевскую, передав под зернохранилище задолго до составления и утверждения акта о закрытии храма. В 1938 году она еще не была закрыта, только были сброшены с колокольни колокола и отвезены в Саранск.
В 1953 году церковь вновь открылась. До того она стояла заброшенная, звонарь Кузьма Федаев следил, чтобы сельчане не растаскивали церковную утварь. Его побаивались и уважали. Даже когда церковь стояла закрытой, в непогоду, зимой он поднимался на колокольню и звонил, чтобы сбившиеся с дороги путники могли найти село.



БЫЛИ ЦЕРКВИ И СЕЛА…

Село Жмакино было основано в 1725 году и принадлежало подпоручику лейб-гвардии Преображенского полка Петру Гавриловичу Жмакину. Потомки помещика построили в 1785 году церковь в честь явления иконы Божьей Матери «Казанской», которая перестраивалась в 1860 и 1878 гг. Престольный праздник в селе приходился на 21 июля и называется «Летняя Казанская». Сейчас нет села, нет и церкви. Жители переехали в город Саранск и Атемар в семидесятые годы.
Также церковь находилась в селе Уда, прихожанами которой были жители Павловки и Екатериновки, она называлась Введенческой. Жизнь села шла своим чередом до 1921 года, но, вернувшись с Гражданской войны, житель села Новая Уда (Введенское) Иван Шуюпов выступил перед сельчанами с речью, в которой призывал отказаться от всего старого и начать строить мир новый. И, словно по его сигналу, началось разграбление построек барина. Растащили все в доме, разгромили винный завод, водяную мельницу, спустили пруд. Хотя барин Петр Александрович Олферьев, уезжая из Новой Уды, просил крестьян не трогать имение потому, что оно уже фактически принадлежало им, открыть в доме библиотеку, школу, использовать мельницу и завод для себя. Но задумкам его не суждено было сбыться. Село просто перестало             существовать.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня2391
mod_vvisit_counterВчера8341
mod_vvisit_counterНеделя26257
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц184149
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16241990

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА