Татарская Тавла/ НА ГОРЕ PDF Печать E-mail

Учитывая просьбы читателей, журналисты нашей газеты продолжают свои исследования старины глубокой. В этом номере мы публикуем заметки из истории села Татарская Тавла.

 

Этимология слова «тавла» имеет тюркские корни, по-татарски означает «гористая местность». Село Татарская Тавла впервые упоминается в «Атемарской десятне 1679-1680 годов». В документе значатся рейтары из Тавлы Баймаш Кузьмин и Актуган Енбулатов: «Актуганъ Енбулатовъ. Въ сказке его написано: служилъ великому государю рейтарскую службу леть съ 20-ть и больше. Ружье ему дано: карабинъ да пара пистолей. Отбиты подъ Чигиринымъ, осталась одна пистоль; да ему жъ выдана лата съ товарищемъ, деревни Тавлы съ Баймащемъ Кузминымъ, и та лата покинута въ Крыжском уезде, въ селе Речке... ».

В период русско-турецкой войны рейтар Актуган Енбулатов участвовал в Чигиринском походе вместе с земляком Баймашем Кузьминым. В сражении с османами под городом Чигирин Баймаш был ранен. Латы, как очень дорогое снаряжение, были турками взяты в качестве добычи. Произошло это в селе Речки (нынешняя Сумская область Украины). За раненого нес службу его брат Агилдя в городе Киеве. Из документов также явствует, что служили рейтарскую службу у великого государя не единицы, это было массовое явление. В чигиринских походах участвовали многие татары из окрестных селений. Сюнбайко Аксенов, Айбулат Алмашев, Айбулат Алтудин, Уразкай мурза Тлевлеев, Бибулат Битудин из Аксеново, Микула Кошелев, Богдашка Ишеев из деревни Рейтарской (Алтары), Толубай Токташев из Пензятки, Кулмай Уразгильдин из Белозерья. Служили по схеме: каждый рейтар поочередно выполнял воинский долг в регулярных войсках в течение года, в следующем году землепашествовал.
С той поры и до сего времени бытует легенда о том, что изначально село было основано южнее на несколько километров нынешнего местоположения. На это указывают также свидетельства старожилов Подлесной Тавлы. Жители села, один из холмов, что пологим отрогом сбегает к речке Тавле, называют Татар пандо (Татарская гора). По одной из версий древнее поверье повествует о том, что на этом холме было кладбище, на котором хоронили умерших из расположенного невдалеке татарского села. Предположительно, здесь в стороне от Подлесной и Напольной Тавлы жили предки нынешних жителей Тат.-Тавлы, которые еще в начале 17 века сдвинули свои жилища с опушки леса, простирающегося до Атемара, в сторону Аксенова. Сейчас это место прежнего обитания тат-тавлинцы называют Иске Иль (старая родина).
На новом месте первые дома появились на улице Урта урам (Центральная улица). Когда-то там стояла сельская мечеть, территорию вокруг нее называли майданом. Очевидно, в этот термин, местные жители вместили дела давно минувших дней, когда состояли на службе у государя со статусом казаков. Это был центр села, где собирался народ для решения важных вопросов, подобно казачьему кругу.
С течением времени рядом с Центральной улицей появились еще Яна урам (Новая улица), Пасюлка (Поселок), Самодур, возникшая в результате самозахвата. Кстати, явление это было не единичное - улица Самодуровка есть, например, и в Атемаре.
В селе было три мечети. В памяти людей сохранились имена священнослужителей: Серажетдина Айнетдиновича Ямбикова, Хайруллы Алимовича Алимова, Хафиза Хасяновича Юсупова. Жители села с глубоким уважением вспоминают тех имамов и муэдзинов, которые в годы воинствующего атеизма оставались духовными наставниками односельчан, среди них Фатих Алмакаев, Имать Секаев, Хайдар Булатов, Асым Халилов, Джафяр Ямбушев.
Яркой личностью последних лет в бессменной должности имам-хатыба села был Касим Хайдарович Булатов. При нем и при активном участии главы сельской администрации Рафика Исмаиловича Абузярова в центре села в 1999 году началось строительство новой мечети. Спустя шесть лет, 15 января 2005 года, она открылась.


ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

После неудовлетворительных результатов подворной переписи 1710 года Петр I приказал провести в 1716-1717 годах новую перепись населения – ландратскую (по имени должностных лиц, стоящих во главе губерний).
В ландратской переписи Льва Аристова нашего края в 1716-1717 гг. указывается не только количество дворов, но и поименно, и пофамильно каждый хозяин двора и члены его семьи. На этом уникальном документе следует остановиться особо. Приведем выдержки из него, чтобы обратить внимание на необычные имена и фамилии предков ныне живущих в селе Татарская Тавла.
«Мурзы (князья):
Бекмемет мурза Кельмаев, семьдесят лет. У него жена Иракайка Икбулатова шестидесяти лет. У него детей сын Тоюш 2, дочери Айкука 10, Марзанька 8 лет.
Юсеп Бибаев 40 лет. У него жена Алтака Ишмаева 30 лет. У него дети сын - Алёшка 3, дочери Иртук 10, Гулка 3, Зилвайка 2 лет. Брат ж Баймаш 17 лет, холост.
Бабахта мурза Уразов 25 лет. У него жена Данитка Айкузина 25 лет. У него дети Рамазан 5, Ишай 5, дочь Гулбайка году. У него ж брат Кудайбердя 18 лет, холост.
Семён мурза Акситов 40 лет. У него жена Неялка Уразмеметева 40 лет. У него дети: Сюлейман 15, Мыска 5, дочери Абдяйка 20, Бадяйка 13, Земилка 3 лет.
Давыд мурза Сараев 35 лет. У него жена Сабирка Начарова 30 лет. У него дети: Даралей 25, Аюкай 15 лет. У Даралея жена Асолбека Мустаева 20 лет. У него ж Давыда дети Велша 8, дочери Айша 5, Салтея 2 лет.
Татары:
Емай Кормышев 30 лет. У него жена Ева Байбулатова 35 лет. У него дети Яков 10, Юсюп 6, Мурат 5, Максим полугоду, дочери: Зюляйка 15, Гуляй 7 лет.
Тимофей Борисов 40 лет. У него жена Иракайка Айгилдина 40 лет. У него дети Байтеряк 20, Бикмай 15, Юсюп 10, Юнис 5, дочери: Бодайка 15, Злейка 7, Чечайка полугоду. У Байтеряка жена Юпайка Бекмеметева 20 лет.
Сафар Чермишев 65 лет. У него жена Зевра Начарова 60 лет. У него дети: Кадыра 20, Ибраим 25. У Кадыра жена Юрайка Арасланова 20 лет, у Ибраима жена Гуляша Икмаметева 25 лет. У него дети: Уразайка 8, Бектейка 6, Бакмайка 4, патчерица Мерзянка Ибраева 15 лет.
Итого в выше писанной деревне мурзинских 8 дворов, в них людей мужатых 15 семей, в них обоих полов 70 человек. Татарских 43 двора, в них людей мужатых 81 семья, а обоих полов 434 человека».

ДРЕВНИЕ АЛКЫШИ

На протяжении тысячелетий земли, на которых находятся нынешние татарские поселения Мордовии, входили в состав Булгарского ханства, Золотой Орды, где господствующей религией был ислам. По мнению исследователей, ислам привнесен в среду местных татар из Мещеры, Касимовского ханства. Скрепление подписей по-арабски на документах, клятвы на Коране, арабские имена, а также иные проявления исламской веры говорят о том, что среди первопоселенцев были мусульмане.
Большую роль в принятии мусульманского верования сыграла и языческая идея верховного бога – бога Тенгри.
Но несмотря на прошествие четырех столетий, до сих пор отдельные языческие элементы имеют место в вероисповедании местных татар.
По представлению древних тюрков, вода – это владение духов и вход в иной мир. Потому к ней относились враждебно, боялись ее потревожить, страшась кары хозяйки воды (су анасы): она могла напустить разные болезни и неприятности. По древнему обычаю во время половодья – большого разлива воды – и стар, и млад устремлялись к берегам рек и бросали в воду куски красной ткани со словами: «Откуда пришел, туда и уходи»! Люди верили, что вместе с отливом уйдут и их болезни. Также с почтением относились к хозяйке двора (йорт анасы).
Проявления языческих элементов в воззрениях местных татар фиксировались еще и в 20-30 гг. XX в. Архивные источники содержат упоминание о таком «религиозном пережитке» местных татар, как совместные молебны с просьбами о дожде, которые иногда практикуются и поныне (во время шествия произносят «Янгыр келэве» - те же тенгрианские алкыши – просьбы в стихах, что и тысяча лет назад).
В Лямбире, Черемишево, Пензятке, Татарской Тавле в засушливые годы молиться («просить дождя») ходили на места старых кладбищ. Древний алкыш, записанный со слов уроженки села Татарская Тавла Айбядулловой Розы Фяритовны, звучит так:
Яћгыр яу, яћгыр яу,
Илђклђп, чилђклђп, арыштан,
бодайдан
Без сорыйбыз ходайдан!

 

Во время генерального межевания (1782-89 годы) Тат. -Тавла и Аксеново
характеризуются совместно следующими данными: деревни Аксеново и Тавла Максима Петрова сына Литвинова, крещеных и некрещеных татар. Число дворов: 127. Податных душ: мужчин – 427, женщин – 370. Земли всего 3798 десятин.
Аксеново. На правом берегу речки Елховки и безымянного отвершка оврага аксеновского на левом. Вблизи большой дороги из города Саранска в город Алатарь.
Тавла. Речки Мочилища на левой стороне. Земли чернозем с глиною. Урожай хлеба средствен, а травы худ. Лес дровяной. Крестьяне на оброке, а татары на положенном казенном окладе.
В 1913 году в Татарской Тавле насчитывалось 212 домов (1448 чел.). Имелись три татарские школы, ветряные мельницы, маслобойка, 6 торговых лавок. В 1917 году в селе было 233 двора (1541 чел.), 1930 - 342 двора (2019 чел.).

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня2972
mod_vvisit_counterВчера7231
mod_vvisit_counterНеделя10203
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц168095
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16225936

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА