Так вспомним же юность свою боевую PDF Печать E-mail

На фронте

Аббяса Хусаиновича Куянова призвали в Красную армию в 1930 году. Поскольку он был грамотным человеком, умел читать и писать по-арабски, по латыни, его определили писарем 20-го отдельного стрелкового батальона. Это означало, что кроме боевой и политической подготовки наряду с остальными военнослужащими, он выполнял обязанности писаря. Воинские навыки, полученные во время прохождения службы, ему очень пригодились во время Великой Отечественной войны, в которую он вступил 11 июля 1941 года.
Попал Куянов в Краснознаменный гвардейский дивизион «катюш», который воевал на Ленинградском фронте. А когда над Москвой нависла угроза падения, дивизион был переброшен на защиту столицы. За одни сутки без сна и отдыха бойцы проделали пятисоткилометровый марш-бросок к городу Калуга, который с боями пришлось оставить.
Два месяца дивизион вел тяжелые бои, обороняя Москву. 6 декабря 1941 года ему была оказана честь возвестить своими залпами начало общего наступления. В январе 1942 года дивизион участвовал в освобождении города Ржев, а в феврале попал в окружение. Командир понимал, что в его подчинении секретное оружие, отдать в руки врага которое значило  раскрыть  секрет изготовления, и приказал заминировать машины, чтоб, в случае опасности, взорвать.
Немцы особенно настойчиво старались пробить оборону со стороны станции Мангалово. Капитан Каратун приказал отделению старшего сержанта Героя Советского Союза Губайдуллина выдвинуться в этом направлении  и занять  оборонительную  позицию на опушке леса. В составе этой горстки бойцов был Аббяс Хусаинович.
Противника долго ждать не пришлось. Взвод автоматчиков вскоре появился перед обороняющимися. Это были закаленные во многих сражениях на европейском военном театре действий бойцы. Охватывая отделение с флангов, перебежками, немцы неотвратимо приближались  к окопавшимся за стволами деревьев красноармейцам. А те выжидали, подпуская фашистский взвод на расстояние броска гранаты.
— По фашистам гранатами огонь, - приказал Губайдуллин.
Восемь разрывов осыпали осколками  наступающих. А они, поднявшись во весь рост и поливая позиции обороняющихся автоматными очередями, ринулись вперед, и нарвались на кинжальный огонь отделения. До оборонительных позиций смогли добраться не более десятка фашистов. И закипел  рукопашный бой. Вот тут-то Куянов показал себя умелым и хладнокровным бойцом. Двух немцев уложил, стрелял на опережение в упор.
Третьему размозжил голову прикладом. В пылу боя не заметил, что от всего отделения они остались  вдвоем с Губайдуллиным. Остальные полегли под пулями врага. Но и от немецкого взвода остались крохи. Пять человек, отстреливаясь, покидали опушку леса восвояси. Дивизион «катюш» был спасен. За этот бой Аббяс Хусаинович был представлен к награде – ордену Славы III степени.
Таких примеров мужества в боевой биографии Куянова не мало. Воевал на Лениградском, Калининском, II Украинском, Прибалтийском, Западном фронтах. При освобождении города Выборга был ранен. Закончил войну 12 мая 1945 года взятием чехословацкого города Брно.
За боевые заслуги награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Председатель

После возвращения с фронта Куянов до 1947 года работал бухгалтером Кривозерьевского сельпо. 7 марта 1947 года решением бюро Лямбирского райкома ВКП (б) он был утвержден председателем правления колхоза имени Манеева.
Работа с людьми была для него делом привычным: на фронте был членом парткомиссии 40 гвардейского минометного полка, секретарем парторганизации I батареи, и на гражданке с головой окунулся в организаторскую работу. До марта 1956 года возглавлял коллективное хозяйство Куянов. За это время коллектив хозяйства добивался высоких показателей, был участником ВДНХ СССР награжден Дипломом III степени.
Для этого честного и неподкупного руководителя закон и совесть были мерилами деятельности. Не было от него пощады ни лодырям, ни пьяницам, ни скорым на руку людям. Некоторые за эту принципиальность недолюбливали фронтовика.
Однажды утром, войдя в сарай, обнаружил семь заколотых ножами овец – так ему мстили те, кто был не в ладах с законом и совестью.
Под руководством Куянова колхоз занимался производством широкого спектра продукции. Возделывали зерновые, бобовые, овощные культуры, развивали животноводческое направление, выращивая коров, овец, свиней. При нем хозяйство было рентабельным, получало хорошую прибыль от реализации товарной продукции на элеватор, Саранский консервный завод, Ромодановскую заготконтору.
Отличительной чертой Куянова была страсть к самосовершенствованию.   Выписывал и штудировал юридическую и экономическую литературу. Это ему очень помогало в работе. Подчас люди к нему шли не только как к руководителю, но и как грамотному, умудренному опытом человеку, за советом. И он никому не отказывал в помощи. Большой авторитет среди односельчан способствовал тому, что они избрали Куянова председателем товарищеского суда.

Как они пели!

С Аббясом Хусаиновичем мы жили по соседству. Постоянно перед 9 мая в их доме шла тщательная подготовка к  празднику. Хозяйка Мявхузя-апа пекла свои фирменные беляши, духмяный запах от которых будоражил воображение мальчишек всей улицы. И мы,  влекомые добротой сердец этого дома, собирались у палисадника. И не напрасно: всегда нам доставалось угощение.
Позже по проторенной еще с первых послевоенных лет дорожке,  к дому шли фронтовики. Фатих Джамалетдинович Невлютов, Исхак Умярович Абушаев, знатный  свекловод Хафиз Невмятуллович Аширов и другие.
Воспоминания уносили их в те огненные годы, когда бились они с врагом «Не ради славы – ради жизни на земле».
К обеду распахивались окна, и улицу наполняли народные татарские и русские песни. Как они пели! Чистые, как хрусталь, голоса, и великолепное исполнение как магнитом притягивали односельчан, которые заворожено слушали этот импровизированный концерт фронтовиков и их жен.
Специалисты из Казани приезжали, чтоб записать на магнитофон старые народные песни  в их оригинальном исполнении. Аббяс Хусяинович напевал сольно эти фольклорные драгоценности. Исполнение так понравилось  известному татарскому композитору Махмуду Нигмядзяновичу Нигмядзянову, что он, растрогавшись, подарил ему свою книгу «Татарская народная песня в обработке композиторов» с надписью: «Глубоко уважаемому Аббясу Хусаиновичу Куянову – прекрасному знатоку и исполнителю татарской народной песни от автора 16.06.1965 г.
С уважением М. Нигмядзянов».
Более десяти лет проработал в конце трудового пути Аббяс Хусяаинович бухгалтером в сельпо, руководил которым И.Б. Ямбаев, фронтовик, за подвиги представленый к званию Героя Советского Союза.
До сих пор кривозерьевцы вспоминают  их обоих добрыми словами и чтят память о своих мужественных в бою и предприимчивых в работе земляках.
В Канун Дня Победы хочу закончить свой рассказ стихами Аббяса Хусаиновича:

Так вспомним же юность
свою боевую,
И выпьем   за наши  благие дела.
За нашу страну, за деревню
родную,
Где молодость наша прошла.

Ш. Китаев

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Март
ПВСЧПСВ
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5052
mod_vvisit_counterВчера7321
mod_vvisit_counterНеделя27530
mod_vvisit_counterПрошлая неделя52728
mod_vvisit_counterМесяц186542
mod_vvisit_counterПрошлый месяц202161
mod_vvisit_counterВсего16031622

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА