После окончания Серпуховского авиационно-технического училища в 1953 году Рясим Хасянович Мангутов до 1958 года служил в ВВС техником по спецоборудованию, обслуживая тогда новейшие самолеты МИГ-15. В 1958 году попал под сокращение.
На гражданке проявился весь его творческий потенциал изобретателя. На самосвальном заводе смонтировал и отладил установку по закаливанию коленвалов и других комплектующих и запасных частей для автомобилей. Как-то встретил его начальник Саранских электрических сетей Виктор Семенович Полагушкин. — Переходи ко мне работать, надо строить подстанцию в Лямбире, — стал уговаривать Полагушкин. – Что ты мучаешь себя ходьбой в такую даль с работы и на работу. Шел 1959 год. Электричество в сельской местности было в диковинку. В Лямбире всего год работала дизельная электростанция, питавшая административные здания центра села. Рясим надумал жениться. Демобилизованный из армии офицер в чине капитана хотел удивить свою избранницу «лампочкой Ильича». Договорился с электриком Сулеймановым, поставил около дома дубовый столб, и электрическое освещение пришло в дом как раз накануне свадьбы. Гости дивились на невиданное доселе чудо. Сам Рясим Хасянович и не думал о том, что самому придется вскоре электрифицировать район. Четыре человека: Сямиулла Хамидуллов, Няим Дукин, Рясим Каников и Мангутов в течение девяти месяцев построили подстанцию и начали работу по электрификации сел Лямбирь, Коммунар, Черемишево, Щербаково, Пензятка. Служба электриков на местах была создана, и показала свою эффективность сразу же. Любой обрыв или замыкание устранялись в течение полутора часов даже глубокой ночью. Затем Мангутов перешел работать в Центр подготовки летчиков авиатехником и одновременно стал исполнять обязанности председателя райкома ДОСААФ. И там, и там проявил себя как хороший организатор и рационализатор. Более сотни рационализаторских предложений с его подачи было внедрено и одно изобретение. В ЦК ДОСААФ на Доске Почета висела его фотография, как «Лучшего рационализатора ДОСААФ СССР». Над изобретением прибора, прототипа известного сейчас «черного ящика», он работал 6 месяцев. Для выполнения этого чрезвычайно важного дела его освободили от всех других работ, чтоб он сосредоточился на одном. Аппарат был готов в мае, испытан и внедрен в практику на чехословацких самолетах. В системе ДОСААФ Мангутов тоже оставил о себе память. При его непосредственном участии при Атемарской школе была открыта автошкола для подготовки водителей-призывников. Ветеранам Рясиму Хасяновичу Мангутову (слева) и Рясиму Нясрулловичу Каникову есть о чем поговорить, что вспомнить. Ведь именно они вели строительство подстанции, «выросшей» на пустыре.
Н. Скобликов
|