Самородок из Пензятки Печать

Мы начинаем публикацию цикла материалов, посвященных 80-летнему юбилею со дня образования Лямбирского муниципального района. Это будут статьи, заметки, очерки, зарисовки краеведческого характера о культурных событиях и исторических явлениях нашей жизни, достижениях и поступательном движении вперед. О людях, населявших его некогда и живущих здесь сейчас, которые вносили и вносят большой вклад в культурное и социально-экономическое развитие района. Словом, мы предполагаем на страницах газеты показать живую, динамично развивающуюся, пульсирующую жизнь района.
Одним из людей, живших в нашем районе, оставивших светлый, добрый след в душах своих односельчан, коллег и учеников, является педагог с большой буквы Абдрашит Хасянович Заликов – учитель Пензятской средней школы, посвятивший ей несколько десятилетий своей жизни. Наставник по призванию, увлеченный человек, творческая личность, яркая натура и мастер-самородок из народа, чей многогранный талант проявлялся в совершенно различных сферах человеческой творческой мысли. Прежде всего, односельчане, воспитанники и собратья-учителя запомнили его талантливым фотографом, чей меткий глаз выхватывал из гущи событий и сонма людей самое яркое и интересное, и одаренным художником, воспевающим в своих пейзажах спокойную, степенную красу родных мест. Знали его как талантливого организатора культурно-массовой работы среди детей и взрослых, который режиссировал и ставил на сцене сельской, районной и даже городской самые различные инсценировки, в том числе, и постановки татарских писателей и драматургов и устраивал концерты, принимая в них самое активное участие. Организовал школьную самодеятельность. Как исполнитель, он обладал сочным тенором приятного тембра и был поклонником творчества великих Собинова и Лемешева, высоко чтил и любил народное песенное и классическое творчество родного татарского народа. И, оказывается, он не только пел, но был еще скрипачом и балалаечником, эти музыкальные инструменты долгое время хранились в его доме. Даже талант конструктора коснулся его своим легким крылом. Вместе со своими воспитанниками он мог часами просиживать за моделированием макета самолета или ракеты. А уроки черчения и рисования Абдрашита Хасяновича были наполнены глубоким содержанием и материалом, который он умел преподносить оригинальным образом, загодя подготавливая дома наброски и эскизы будущих совместных с учениками творений. А еще Заликов проявился перед коллегами и учениками в ипостаси знатока немецкого языка и успешно преподавал этот предмет в Пензятской школе.      
Выходец из простого крестьянского рода, Абдрашит Заликов сызмальства отличался наблюдательностью и фантазией – зачарованно любовался красотами родного края, с интересом всматривался в окружающий мир и людей вокруг себя. Тяга к прекрасному и умение подметить интересные явления жизни пробудили в его юной душе высокие творческие порывы, позвавшие в причудливый, красочный и полный открытий мир художественного искусства, заставившие взять в руки карандаш и отразить на бумаге, как в зеркале, свое видение жизни, явлений, событий.
Окончив школу в родном селе, юноша поступил в ичалковское педагогическое училище. В то время он уже полностью был во власти творческих исканий, которые даже заставили встать его на путь изобретательства. Из невесть откуда взявшихся подручных материалов сконструировал фотоаппарат. Им и сделал свои первые фотоснимки односельчан, студентов-однокашников, сельские виды. К сожалению, все это, со временем, было утеряно – остались лишь воспоминания, бережно хранимые в семье.
…Грянула война. И со студенческой скамьи он был призван на фронт. Однако боевая его судьба в самом начале сделала удивительный кульбит. Перед самой отправкой в места боевых действий выяснилось, что Абдрашит, помимо своих высоких интеллектуальных и художественных способностей, владеет еще и каллиграфическим почерком, что в прошлую эпоху весьма высоко ценилось. И будущий воин, в числе немногих, был направлен в генеральный штаб военно-морских сил СССР, где служил шифровальщиком в связи. Когда подходил к концу срок его службы, вокально одаренному Абдрашиту Заликову предложили остаться в Москве – солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Вооруженных Сил СССР имени Александрова. Но заманчивая перспектива успешной артистической карьеры не прельстила его. Душа его рвалась в Пензятку, где ждала своих сыновей престарелая одинокая мать. Супруг ее еще до войны покинул сей мир. Старший брат Абдрашита решил остаться в Москве. И Заликов подчинился зову сыновнего долга, настойчиво звавшего его домой.      
После войны Абдрашит Хасянович стал учительствовать. Творческая жилка художника продолжала биться в нем и пробудила желание подвести профессиональную основу под любимое увлечение и дело всей жизни. Поэтому в конце 50-х он поступил в Московский графический художественный институт, который закончил в 1962 году. В это время он приобретает на московском рынке-толкучке предмет, с которым не расстается до конца жизни – это трофейный немецкий фотоаппарат «Лейка». Именно этим аппаратом он сделал самые интересные и главные снимки свои. Особенно любил снимать своих земляков – они у него получались удивительно живыми, словно вот-вот сойдут со снимка и войдут в твою жизнь…
Учеба в высшей школе отточила и вознесла на высокую ступень его мастерство живописца. Удивительно поэтичные картины, посвященные своей родине, рождала его кисть. Пейзажи, леса, луга, натюрморты ли – все был исполнено светом, дышит добром и любовью к малой родине. Его работы очаровывают взоры, увлекают за собой в сокровенный мир прекрасной мечты. Он был самым настоящим художником. Не Васнецов или Шишкин, но скромный труженик пера и холста, восторженно воспевающий скромную прелесть родных мест.
Абдрашит Хасянович, развивая фантазию и будоража полет творческой мысли ученика воспитывал успешную, разносторонне развитую, гармоничную личность, примером которой был сам. В том числе, и для своих детей, коих у него было шестеро. С супругой-учительницей Алией Багаутдиновной они стали зачинателями целой педагогической династии, где помимо родителей, стезю наставничества выбрали еще и трое дочерей: Наиля, Роза, Альфия. Роза Абдрашитовна трудится учителем в родной Пензятской школе. Наиля Абдрашитовна Бакирова преподает математику в московском Колледже малого бизнеса №4. А Альфия Абдрашитовна Бобровицкая более 25 лет работает воспитателем в детском саду «Сказка» города Москвы. За свой плодотворный труд на ниве воспитания и обучения подрастающего поколения эта семья была удостоена чести быть включенной в книгу «Педагогические династии Москвы».

УМИДА ЯХИНА

 
niceText