Юбилей архивной службы PDF Печать E-mail

Республиканской архивной службе исполняется 85 лет. Юбилей значимый, тем более, что данная служба является одной из востребованных, куда за справками, консультациями и различными документами обращаются многие граждане. Только в Лямбирский районный архив в среднем в год обращаются около полутора тысячи человек. В день бывает до тридцати и более посетителей. В основном, населению требуются справки социально-правового характера.
Кроме того, сотрудники архива оказывают методико-правовую помощь организациям и учреждениям района. Это составление номенклатур (перечня документов, по которым работает учреждение), описей дел постоянного хранения, подготовка исторических справок. Немало времени отнимает и фондирование документов, то есть, распределение документов по архивным фондам и архивным коллекциям. В ходе работы уточняют фондовую принадлежность документов, формируют фонд, определяют его хронологические границы. Сюда же относится и изучение самих документов: входящих, внутренних, исходящих.
- У нас 8 тысяч 762 единицы хранения, - говорит заведующая муниципальным архивом Лариса Каюмовна Альмяшева. – А сотрудников всего двое. Я и Альфия Харрясовна Нугаева – директор муниципального казенного учреждения «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу». У Альфии Харрясовны на хранении 10 тысяч 876 единиц. Чтобы было более понятно, в чем заключаются ее обязанности и каков их объем, приведем всего пару цифр. Только в 2012 году она выдала 1250 справок социально-правового характера. Тесно сотрудничает с Пенсионным фондом, обеспечивает хранение и государственный учет документов по личному составу и представляет в Республиканскую архивную службу республики сведения для государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. А сколько времени и сил отнимает реставрация документов! Тут нужны и определенные навыки, и кропотливая скрупулезная работа. Кроме того, Альфия Харрясовна разрабатывает и ведет учет ликвидированных, приватизированных, реорганизованных с изменением форм собственности юридических лиц, находящихся на территории нашего района, осуществляет отбор и прием документов по личному составу от данных юридических лиц. Как видим, перечень обязанностей весьма широк. Ну, а о том, как она справляется с ними, красноречивее всего свидетельствуют Благодарность руководителя Федерального архивного агентства и Благодарность Главы Республики Мордовия. Плюс, почетные грамоты архивной службы республики.
Впрочем, работа сотрудников архива всегда была очень напряженной и требовала солидной подготовки. К сожалению, в районе не сохранилось данных о самых первых руководителях районного архива. Но по тому, в каком состоянии дошли до наших дней некоторые раритеты, например, документы, датируемые  1925 -1928 годами, можно судить о  высоком профессионализме хранивших их людей. В том, что сегодня мы можем знакомиться с материалами заседаний Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов, как они тогда назывались, немалая заслуга бывших сотрудников архивных служб. Неудивительно, что жители района с искренним уважением произносят имена Луизы-апы Бояровой, Марии Ивановны Понетаевой, Раиси Сибгатулловны Сюбаевой, Клары Каюмовны Батршиной. Они многое сделали для развития в районе архивной службы. Благодаря им, наш архив сегодня подобен ниточке, связывающей нас с прошлым, помогающей лучше узнать и понять историю.
Если же говорить в целом, то, архивоведение в наши дни находится на одном из самых благоприятных этапов развития, когда пали многие «заслоны», открывшие скрываемые ранее от широких масс населения потаенные недра. Огромный интерес общества и конкретных отдельно взятых людей к своему прошлому, стремление к исторической и культурной самоидентификации регионов и другие процессы сделали именно архивоведение максимально востребованным.

Из истории
28 февраля (по старому стилю) 1720 года Петр I подписал  «Генеральный регламент или Устав», определивший основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность «актуариуса» (архивариуса). Реформы Петра I положили начало государственной службы России. В дореволюционный период существовали архивы при различных организациях. Первые архивы, вероятно, возникли до 17 века. В 17 – начале 18 века документы, представляющие историческую и практическую ценность, хранились в архивах воеводских канцелярий Саранского, Темниковского, Краснослободского и других уездов. Большим по объему был архив Саровского мужского монастыря, основанного в 1706 году в Темниковском уезде. В «Ведомости о состоянии архива монастыря», датированной 16 августа 1875 года и подписанной архивариусом иеромонахом Иаковом содержится его описание: «Находится в колокольне, в 1-ом ярусе оной, над святыми вратами, на западной стороне монастыря».
В соответствии с Декретом Совета народных комиссаров от 1 июня 1918 года в губерниях, куда входили уезды Мордовии, были образованы органы управления архивным делом.Первые уездные архивы на территории Мордовии образованы на основании постановления ВЦИК от 15 марта 1926 года. В сентябре 1940 года Архив МАССР переименовали в Центральный архив, в этом же году образован партийный архив.
В районных центрах архивы были созданы в 1936 году.

ЕЛЕНА СЕВАСТЬЯНОВА

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня3419
mod_vvisit_counterВчера8294
mod_vvisit_counterНеделя18944
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц176836
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16234677

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА