А дорога серою лентой вьется... PDF Печать E-mail

Все водители, которые возят руководителей, должны обладать определенным набором не только профессиональных, но и человеческих качеств. Сработаться с начальством удается не каждому. А вот А.Т. Егорчикову, К.Н. Мензуллину, С.А. Исякаеву на протяжении многих десятков лет удавалось ужиться с целой плеядой руководителей Лямбирского  района.
В канун своего профессионального праздника они встретились, представляя разные поколения шоферского цеха, и каждому есть, что вспомнить и рассказать друг другу.

И не надо мне жизни иной

Алляму Тажетдиновичу Егорчикову в свои 88 лет удается удерживать в памяти события давно минувших дней.
— Как будто вчера пошел я учиться в Сабур-Мачкасское училище по направлению Чамзинской МТС, - вспоминает ветеран.
Работал Аллям всю свою сознательную жизнь. Как закончил училище, так к «баранке» и прирос. Профессию выбрал по душе, с малолетства тянулся к технике. Досталось молодому водителю в управление видавшая виду эмтэсовская полуторка. Подлатал он ее основательно, и восстановленная заботливыми руками машина стала исправно служить на удивление начальства, давно махнувшее на развалюху рукой. Тогда-то и выработался у Алляма свой, егорчиковский, почерк в работе с техникой. Он всегда имел под рукой запасные части для проблемных узлов. Дальновидность основывалась на хороших знаниях особенностей машины и не раз выручала на трассе. Правда, дороги той поры на трассу-то совсем не были похожи: грунтовка, испещренная ямами да канавами. В таких условиях проходит проверку на прочность не столько полуторка, сколько водитель, сумевший наделить технику таким запасом прочности, чтоб беда не подстерегала в осеннюю хлябь или зимнюю стужу.
Этот профессиональный почерк и усмотрел в Егорчикове предрик Абдулхак Абдулгафурович Салимов.
Личный водитель – не таксист, он должен обладать наряду с высокими профессиональными качествами, определенным набором черт характера. Характерен в этом плане случай с Салимовым. В Мельцапине это было. Провел предрик собрание с народом, а в это время лихие ребята назло   районному начальству разобрали единственный мост, по которому только и можно было добраться до «большой» земли.
Предрик растерянно посмотрел на водителя: что делать-то будем? Не ночевать же среди поля.
Аллям, исколесивший все села  района, покопался в памяти и предложил найти брод, который должен быть в этих местах. Скот по нему на луга гоняют.
Брод нашли, и в темноте Аллям под светом фар обследовал проезд. Определил маршрут форсирования сложной преграды.
Машина набрала ход и, разбрызгивая водную гладь, ткнулась в илистое дно. Запас хода был таков, что уазик, надрываясь всеми своими лошадиными силами, проскочил русло и выехал по истоптанному копытами берегу на твердь луга. И только после этого предрик сбросил напряжение тела и обратился к Алляму:
— Ну, ты и ас. Тут и колесному трактору  перебраться  в тягость, ты перескочил, словно много раз уже ездил по этой скотской переправе.
Тридцать  шесть лет проработал на этой должности Егорчиков, ни единого взыскания не получил ни от начальства, ни от ГАИ.
«Потому что шофер, в первую очередь, головой работать должен, - оценивает он своеобразие профессии, - а руки и ноги на автомате все делают.»
Может быть и дальше водил бы машину Аллям, да здоровье стало хандрить – сказываются последствия ремонта на холодной земле и снегу. Зрение стало подводить, и ноги плохо слушаться. Четырех предриков сменил за долгие годы работы в исполкоме. С Борисом Каняфеевичем Сырмолотовым особенно сошлись характерами.
Сейчас Аллям Тажетдинович на попечении детей. Их у него четверо. После того, как 12 лет назад умерла его верная, преданная Аминя Мухамеджановна, на них вся опора в старости. Живет с дочерью Альфией и зятем Рафаилем, которые  относятся к аксакалу уважительно, как и  подобает его сану.
— Если бы мне Всевышний предложил жизнь прожить по-новой, я бы выбрал этот же путь, по которому прошел. Радуют мое сердце восемь внуков и пять правнуков. Это ли не счастье для человека? – вопрошает ветеран, и сам же отвечает, - для этого мы и живем, чтоб дать начало будущим поколениям.
Мудрые слова. Делай добро и дари его людям. И оно вернется послушными и уважительными потомками.


Водитель по призванию

При выборе жизненной стези у Спартака было два варианта: один – работать настройщиком автоматов на ламповом заводе, второй – выучиться  на водителя. Он выбрал второй путь. Мечта осуществилась посредством военкомата, который направил  парня учиться на водителя-электромеханика. После  учебы приспела  пора служить в армии. Попал в Севастополь, возил заместителя начальника политотдела. После демобилизации поступил работать в администрацию района.
В трудовой книжке Спартака Аббясовича Исякаева одно место работы обозначено – администрация. Здесь он проработал 42 года. Между собой водители называли его «пан директор», отдавая дань уважения профессиональному мастерству и умению сплотить коллектив водителей. Возить себя начальство доверяет далеко не каждому. Исякаев приглянулся предрику Арифу Захаровичу Еникееву. Так десять лет с ним и проработал. Шесть лет Фярида Фаттяховича Мамина возил. 22 года – Кабира Абдулловича Альмяшева. Еще четыре года после выхода  на пенсию  возил Главу Администрации района Исякаев, и только с приходом нового руководителя района ушел на заслуженный отдых. С высоты прожитых лет ему есть что вспомнить.
— При Еникееве началось строительство дорог с асфальтным покрытием, - углубляясь мыслями в прошлое, говорит ветеран, - сам он порой выходил с лопатой и разравнивал асфальт. И я за ним. Негоже отставать от  начальства. Теперь такой пример в диковинку. А тогда это было нормой. Поэтому и в авторитете у народа были такие руководители. Себе спуску не давали,  и с исполнителей строго спрашивали. При Ф.Ф. Мамине вторая школа всего за шесть месяцев была построена. Вот так умели руководители организовать дело. А сколько домов, дорог, обьектов соцкультбыта, газопроводов  было построено при К.А. Альмяшеве, - всего не перечислишь.
Спартак — потомок славной фамилии. Дед Бурхан  две мировые бойни провоевал, отец, Аббяс ушел добровольцем на фронт. Обеспечивал связь между подразделениями. Однажды в ледяной воде зубами сжал оборванные взрывом мины  концы проводов. Так и просидел не один час, пока не подоспели другие связисты. Сообщение по проводам в тот момент командиру дивизии было необходимо для оперативного руководства боем. Благодаря Аббясу сражение было выиграно. И за этот подвиг он был  награжден орденом «Отечественной войны».
Спартак – сторонник профилактического подхода к состоянию машины. Загодя устранял проблемные места, а потому никогда не случалось поломок в рейсе. Основательный подход к делу, заложенный дедовскими и отцовскими генами, нравился всем, кого ему пришлось возить. Поэтому и проработал на этом ответственном посту более четырех десятков лет.
— И у самого, и у машины всегда должен быть блестящий вид, - убежден Исякаев, - мало ли какую ситуацию преподнесет судьба.
Приходилось на встречу Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, М.Ш. Шаймиева возить К.А. Альмяшева. Тут уж при «параде» должны быть и машина и водитель. Спартак всегда был на высоте.
Эту аккуратность и степенность  в делах он передал сыновьям. Руслан, окончив Московский университет торговли, работал в казначействе. Сейчас успешный  предприниматель. Младший, Радик, сразу выбрал предпринимательскую стезю, и связал свою деятельность со служением народу. Он депутат районного Совета.
- Я рад тому, что у простого водителя выросли успешные дети, - говорит Спартак Аббясович, - они «встали на мои плечи», чтоб видеть дальше меня и идти к вершине своего роста, имея перед собой четкие ориентиры.

Н.ДЮЖЕВ

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня3434
mod_vvisit_counterВчера8341
mod_vvisit_counterНеделя27300
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц185192
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16243033

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА