Его доброта стала легендой PDF Печать E-mail

Феять Загидуллович Баймашкин живет в Лямбире более шестидесяти лет. И многие знают его, в первую очередь, как учителя и доброго, мягкосердечного и порядочного человека. Вместе со своей супругой Галиной Николаевной, они всю жизнь посвятили обучению и воспитанию подрастающего поколения.
За многолетнюю трудовую деятельность Феять Загидуллович побывал на должностях руководителей разных учреждений, в том числе много лет возглавлял Лямбирское СПТУ-14, и всегда оставался верен своим высоким морально-этическим принципам в отношениях с людьми и выверенным, деликатным, подчеркнуто уважительным отношением к подчиненным, что для нашей действительности, увы, большая редкость! Его человечность и внимательное отношение к собеседнику пленяли и пленяют людские сердца. И сейчас его бывшие коллеги-педагоги вспоминают годы работы с ним добрым словом именно с этой стороны. А многочисленные ученики остались благодарными за его безупречный педагогический такт, что не ранил грубым словом нежное детское сердце, не обрывал смелого полета ученической мысли и фантазии безаппеляционным категоричным окриком.

Родом
из Мельцапино

Родина Феятя Загидулловича – село Мельцапино Лямбирского района. Отсюда он «есть пошел», и с живописными местами родного села связаны его самые радужные воспоминания далекого, звонкого детства. Он был вторым ребенком в многодетной крестьянской семье, где мать, Сярбижамаль Юсуповна, была домохозяйкой, занятой воспитанием семерых детей. Отец, Загид Сяннятуллович был довольно известной личностью в районе, поскольку с 1935 года возглавлял Районную колхозную школу, располагавшуюся на месте нынешнего лямбирского Дома культуры. По окончании семилетней школы, он учительствовал в Татарско-Тавлинской школе, преподавал в Татарской Свербейке. Позже, видимо, за неординарные организаторские и выдающиеся педагогические качества Загид Сяннятуллович и получил столь высокое назначение. В довоенную пору семья Баймашкиных жила в Лямбире – на квартире, что на Батраках. С началом Великой Отечественной отца мобилизовали в ряды Красной Армии. Жену же свою вместе с детьми мудрый глава семейства счел разумным отправить в родовое гнездо в Мельцапино, в дом своих родителей. Подальше от тяжелой нужды в чужом селе (Лямбирь лишь спустя несколько лет станет для юного Феятя Баймашкина второй родиной) и ближе к родной крови. Ведь в единении с близкими людьми голод, нищета, тяжкий труд в тылу в пору военного лихолетья кажутся не такими ужасающими и непреодолимыми.


Из истории малой родины

…Родное село, раскинувшееся в живописной местности, обрамленной густыми вековыми лесами. Высокая мечеть, устремившая свой минарет в небо, являвшая собой географический и духовный центр Мельцапина – средоточие возвышенных помыслов и устремлений сельчан. Цокольная часть деревянного храма была практически как самостоятельный первый этаж, на втором проводилась религиозная служба, верующие собирались по мусульманским праздникам, слушали проповеди муллы. Во времена непримиримой борьбы с «религиозной отравой» и тотального исстребления храмов и священнослужителей, была ликвидирована и эта сельская мечеть как учреждение религиозного культа. По воспоминаниям отцов и дедов, запомнившимся Феятю Загидулловичу, в тот роковой час все село собралось вокруг дорогой их сердцу мечети. Это было похоже на конец света – негодующие возгласы, плач и проклятья в адрес разрушителей неслись со всех сторон. Иные молча, глотая жгучие соленые слезы, взирали на это святотатство в полном бессилии, отчаяннии, растерянности и ожидании чего-то страшного и трагичного в их жизни… Потом в этом здании организовали начальную школу – три классных помещения располагались на втором этаже. Поскольку классных комнат было всего три, то учились в две смены.
Два года Феять Загидуллович обучался здесь. И с благодарностью вспоминает имя первой учительницы Бялкис-апы Баляевой, родом из Щербакова, и других учителей. Не все имена задержались в памяти нашего героя. Но ведь и называли тогда бесхитростные сельские ребятишки в татарских школах своих наставников не по имени-отчеству, как сейчас, а гораздо теплее, по-родственному – абый, апа. Но остались в сердцах воспитанников их светлые образы, преподавшие им некогда не только азы грамоты, счета, письма, но и человечности, дружбы, взаимопомощи, трудолюбия…  По его воспоминаниям, школу посещали девяносто ребятишек со всего села – настолько высоко ценились знания в татарских семьях в довоенное и в тяжелое военное и послевоенное время!    
Возле мечети находился магазин, где можно было приобрести все необходимое. Три ветряные мельницы, которые к тому времени были уже огосударствлены. В селе жил один единоличник – дед по имени Хабай Баймашкин, скупающий шкуры у населения. До войны в Мельцапино стояло сто двадцать домов. После ее окончания мужская часть населения существенно поубавилась – уменьшилось и количество дворов. Да и объединение двух хозяйств: мельцапинского «Чаткы» и болотниковского «Путь Ленина» – на количество народонаселения села повлияло не лучшим образом. Многие селяне перебирались в Саранск – где была работа, зарплата и более сносные условия жизни, по сравнению с сельскими, где долгие годы за свой тяжелый труд колхозники получали лишь абстрактные трудодни. В 60-е годы закрылся и медпункт.

Кавалер
боевых орденов

Сам же Загид Сяннятуллович попал на Белорусское направление… Впоследствии, став историком, Феять Загидуллович хорошо изучил этот трагичный период войны, которая тяжелой колесницей прошлась и  по семье Баймашкиных. Одними из самых страшных страниц стали сражения 1941 года в Пинских болотах, где наши десантные соединения, в составе которых служил отец Феятя Загидулловича, попали в окружение немецких войск, откуда пробивались с жестокими боями и громадными людскими потерями. Из того сражения Загида Баймашкина однополчане вывели почти ослепшего – боец получил тяжелое ранение в глаз… Маленький Феять смутно помнит о начале войны и первых годах жизни в тылу, но отчетливо запомнил возвращение отца в 1942-ом, получившего инвалидность 1 группы. Дорогой ценой были оплачены его звание лейтенанта и его награды – ордена Великой Отечественной войны I и II степеней…
Закончилась война. Страна утопала в разрухе, нищете и голоде. Но весь советский народ в селах и городах СССР был бесконечно горд своим званием победителя, счастлив окончанию страшного кровопролития и преисполнен оптимизма и решимости восстановить Родину, сделать ее краше прежнего. Дух дружбы и братского единения людей, выстоявших в страшной четырехлетней схватке с военной машиной Германии, царил повсюду – в больших и маленьких селениях, таких как крохотное Мельцапино, где селяне, как могли, принимали участие в восстановлении страны. Одним из представителей многомиллионной армии строителей-восстановителей мирной жизни был и отец Феятя Загидулловича, назначенный районным комитетом партии на пост председателя мельцапинского колхоза «Чаткы» (что значит «Искра») еще в 1943 году и возглавлявший сельхозпредприятие вплоть до 1952 года. Это время, начало 50-х, пятнадцатилетний юноша Феять Баймашкин, в раздумьях стоявший на перепутье начинающейся взрослой жизни, запомнил хорошо.
(Окончание в следущем номере)

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5408
mod_vvisit_counterВчера9680
mod_vvisit_counterНеделя38954
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц196846
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16254687

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА