Районный бюджет - регулятор успешного развития Печать

— Бюджетная политика района в 2013 году направлена на создание условий для развития и модернизации экономики, снижения напряженности на рынке труда, строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение уровня и качества жизни граждан. Она напрямую влияет и на темп экономического роста района.
За 6 месяцев текущего года прогноз по собственным доходам исполнен на 101,2 %, лишь 2 сельские администрации не справились с прогнозным заданием – Атемарская и Кривозерьевская. Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации выполнен на 103 % и составил 684,6 млн. рублей. Удалось сохранить и заданный темп роста среднемесячной заработной платы – 114%, прогноз по вводу жилья исполнен на 110%, темп роста к уровню прошлого года 106%.
Несмотря на рост закупок скота и птицы  во всех категориях хозяйств, закупок молока к аналогичному периоду прошлого года исполнение составило всего 93%.
По интегральной оценке уровня текущего социально-экономического развития в I квартале текущего года наш район по рангу находится на пятом месте после города Саранска, Чамзинки и других городов Республики Мордовия и вошел  в среднюю группу после города Саранска (Саранск в высокой группе), 17 других районов вошли по рейтингу в группы ниже «среднего» и «низкий».
Наш район занимает  первое место по таким показателям, как уровень безработицы, задолженность по заработной плате, коэффициент младенческой смертности, коэффициент миграции, производство мяса на душу населения.
По инвестиционной активности район находится на четвертом месте, уровню средней заработной платы одного работника к средней заработной плате по республике на пятом месте.
По итогам 6 месяцев текущего года выполнение показателей социально-экономического развития в баллах в первую тройку вошли: 1-е место Т-Тавлинская сельская администрация, 2-е место Первомайская сельская администрация, 3-е место Б.Елховская сельская администрация. Хуже ситуация сложилась соответственно: в Скрябинском (14 место по рейтингу), Кривозерьевском (15 место) и Пензятском  (16 место).

— Полноправное наполнение бюджета района зависит от собираемости налогов и от расширения налогооблагаемой базы. Как этот постулат удается реализовывать?
— Одной из важнейших задач бюджетной политики является повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налогов. Здесь имеется существенный резерв для повышения доходов бюджетной системы без увеличения налогов.  Налоговая база района за последние 5 месяцев возросла на 20 млн. рублей в первую очередь за счет сокращения недоимки по имущественным налогам. На 1 июля 2013 года она составила по району 1,5 млн. рублей. И практически каждому сельскому поселению есть над чем работать.
В этом направлении сельским администрациям необходимо активно работать со службой судебных приставов, так как решения о взыскании задолженности за счет имущества налоговой инспекцией направляются к ним. Просто необходимо идти к людям с квитанциями об уплате необходимой суммы налога на землю или на имущество.
Возможности для развития налогооблагаемой базы имеются, хотя бы за счет расширения производственной инициативы малого и среднего бизнеса, в развитии инфраструктуры крупных предприятий, прежде всего, наших сельхозпредприятий.

- С вопросами бюджетной политики связаны задачи повышения эффективности государственных и муниципальных услуг и выполнение муниципальных функций.
- В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений. Результатом первого этапа  стало внедрение муниципальных заданий и субсидий на их обеспечение и создание условий для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений.
Тем не менее, новые механизмы деятельности муниципальных учреждений в значительной мере остаются формальными. В настоящее время ведется работа по формированию единого перечня муниципальных услуг в соответствующих отраслях.
Реализация реформы связана с решением задачи по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, и находится в прямой зависимости от результатов труда.

— Поскольку районный бюджет носит выраженный социальный характер, то правомерно ожидать его воздействие на уровень жизни людей, прежде всего, за счет роста заработной платы…
— С начала года ведется систематический контроль за уровнем заработной платы в отраслях социальной сферы, прежде всего, в образовании, культуре. Указом Главы РМ установлены примерные значения целевых показателей  соотношения средней заработной платы работников муниципальных учреждений к средней заработной плате в Республике Мордовия.
За 6 месяцев текущего года заработная плата педагогических работников дошкольного образования в целом по нашему району выросла на 48 процентов к средней заработной плате в 2012 году, педагогических работников общего образования – на 10,5 процентов, работников учреждений дополнительного образования детей – на 74 с лишним процента.
Например, по учителям, если сравнивать I квартал 2013 года с I кварталом 2012 года, средняя зарплата выросла на 14,2 процента и достигла 16 с лишним тысяч рублей, в некоторых общеобразовательных учреждениях средняя зарплата достигла 18-19 тысяч рублей, таких как МОУ «Б.Елховская СОШ», МОУ «Атемарская СОШ».
Есть, естественно, и учреждения со сложной ситуацией. Это, прежде всего, малокомплектные учреждения, где низкая наполняемость классов.
Здесь средняя заработная плата школьных педагогов меньше чем на 75 процентов от средней по региону (МОУ «Протасовская ООШ 74,4%).
По заработной плате в дошкольном образовании лидеры сегодня МДОУ «Лямбирский детский сад №3» на 117,4 % к средней заработной плате в сфере общего образования в Лямбирском муниципальном районе. Менее 100 процентов от средней заработной платы в общем образовании получают педагоги детских садов в Александровке, Лямбирском ДУ №2, Б.Елховке и в Атемаре.

За 1 полугодие район за счет исполнения прогноза по собственным доходам заработал дотации, причитающиеся из республиканского бюджета около 10,0 млн.руб. Эти средства направляются на заработную плату, оплату коммунальных услуг, на развитие социальной инфраструктуры.

Средняя заработная плата педагогических работников отдельных муниципальных образовательных учреждений и внутри каждого муниципального учреждения может быть ниже или выше указанных параметров, это зависит от масштабности учреждений, различных сумм фондов стимулирования образовательных учреждений, выполнения доведенных показателей эффективности каждого работника и других факторов.
В этих целях осуществляется ежемесячный мониторинг достижения целевых показателей по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников.
Отраслевыми управлениями, отделами разработаны дорожные карты подведомственных учреждений, в которых также определены целевые показатели соотношения средней заработной платы и средней заработной платы в Республике Мордовия, в них предусмотрены меры по повышению эффективности учреждений в части оказания муниципальных услуг, по оптимизации штатной численности, совершенствованию систем оплаты труда.
Важным является повышение качества формирования и исполнения бюджета. Оценка управлений, отделов должны основываться на умении эффективно осуществлять управление бюджетом, а не умением обосновывать дополнительные потребности в бюджетных ассигнованиях.
Необходимо обеспечить сбалансированность бюджетной системы Лямбирского муниципального района.  

— Какие бы благие решения ни прописывались в основной финансовый закон, но если они финансово не подкреплены и экономически не обоснованы, то могут привести к разбалансированности бюджета?
- Принятие финансово необеспеченных решений какими бы полезными они не казались, приводит к негативным последствиям для устойчивости бюджета. Предложения о принятии новых расходных обязательств должны поступать одновременно с предложениями пополнения доходной части бюджета.
Реализация обозначенных выше основных направлений бюджетной политики в области доходов и расходов в 2013 году позволят обеспечить улучшение жизни людей и дальнейшее успешное развитие экономики района.
Беседовал
Николай Скобликов.

 
niceText