Трудовое воспитание - ключ к душе ребенка Печать

Лучший в районе

В соревновании пришкольных участков района первое место занял участок МОУ «Большеелховская СОШ» под руководством учителя биологии и технологии Людмилы Михайловны Паршиной. В прошлом учебном году этот пришкольный участок стал победителем в республике. В нынешнем школа вновь принимает участие в республиканском конкурсе.

 

Участок при школе был основан в 1982 году. Паршина возглавляет его в течение последних двадцати пяти лет. Он занимает три с половиной гектара земли. Из них овощной отдел занимает 0,45га, плодово-ягодный – 1га, цветочно-декоративному отделу отведено 0,38га, коллекционный, - там растут такие культуры, как арбуз, дыня, земляника, клубника, - занимает 0,01га. Есть дендрарий, охватывающий одну десятую гектара, где собраны древесные растения лиственных, хвойных и кустарниковых пород. Особым является отдел начальных классов – он небольшой по площади – всего 0, 08 га, – но очень важен для младших школьников в плане приобщения к живому растительному миру, первого опыта экспериментов и наблюдений за ростом и развитием растений. Здесь с самого юного возраста дети получают первые навыки земледельческих умений. В производственном отделе в 1, 48 га, выращивают картофель. Собранный урожай хранится в специальном овощехранилище. В этом году ребята собрали 120 центнеров картофеля, 27 центнеров капусты, 22 центнера моркови, лука - 8, 6 центнеров, огурцов - 16, 2 центнера, 16 центнеров томатов, 20 - свеклы и 10 центнеров других видов овощей. Кроме того, было выращено и собрано 20, 4 центнера яблок. Весомый урожай. Он  позволяет не только существенно экономить школьные средства, но и кормить детей собственным, экологически чистым продуктом.

В духе любви к труду

«Научить ребенка посеять зернышко, увидеть, как оно взойдет, привить любовь к труду – вот наша главная задача», - говорит Людмила Михайловна.  Ее уроки труда, где она умело соединяет в ребячьих умах биологическую теорию с жизненной практикой, позволяют им чувствовать себя сопричастными к живому миру. В результате, у детей вырабатывается чуткое и трепетное отношение ко всему живому, осознание себя как органичных частичек единой Природы, а не бездумных ее властителей. Преподаватель учит тому, что лишь при условии грамотного научного подхода и надлежащей заботы зерно, зароненное в почву, даст быстрые всходы и обильные плоды. Высаживание и развитие каждой культуры она обосновывает их биологическими особенностями, сложившимися в процессе эволюции, их приспособленности к климатическим условиям. К примеру, перед посадкой картофеля, учительница вместе с учениками размечает участок маркерами, рассказывая о правилах высадки этой культуры в нашей зоне неустойчивого увлажнения: семена должно высаживать в почву на расстоянии 60 см друг от  друга, и соблюдать то же расстояние между рядами…
Трудовое обучение всегда было важной частью школьного воспитания, играя большую роль в формировании растущей личности. На этих уроках ребенок учится понимать ценность труда земледельца или заводского рабочего, с младых ногтей приобретая ту самую «привычку к труду благородную», которую призывал перенять великий русский поэт Некрасов. Созидательного, облагораживающего человеческую сущность, ростки которого должны культивироваться родителями в семье. Именно через труд лежит путь к бережному отношению к живой природе и людям, к пониманию самой сути человеческого бытия. На уроках сельскохозяйственного труда и технологии, многие мальчишки и девчонки находят будущее призвание, вкладывая всю душу в свои выполненные резцом, вышитые, сплетенные, связанные или сшитые изделия.

Профессиональное
самоопределение

Азы мастерства, плотницкого, кулинарного, художественно-прикладного или первые агрономические навыки, обязательно пригодятся в будущей жизни, в профессиональном самоопределении. Как это случилось со многими выпускниками Л.М. Паршиной. Так, шестеро бывших учениц ее без раздумий со школьной скамьи направили свои стопы на факультет декоративно-прикладного творчества МГУ. Для выпускниц Ирины Тишкиной, Ирины Вдовиной и Юлии Биюшкиной именно уроки технологии Паршиной стали мостиком в будущую профессию – дизайнера-архитектора. Еще одна талантливая воспитанница Людмилы Михайловны, Лиза Разумовская, становилась призером республиканского этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии, межрегионального конкурса, международного форума «Одаренные дети». Проекты «Мордовский сценический костюм» и костюм «Единство» покорили не одно жюри. Лизавета не стала художником – дизайнером одежды, но сохранила в душе радость творчества и научилась видеть красоту этого мира благодаря своей наставнице. И благодаря ее же увлекательным урокам биологии девушка стала студенткой биологического факультета по специализации «Генная инженерия».
Биология и сельскохозяйственный труд в преподавании Л.М. Паршиной дали путевку в профессиональную жизнь для целого ряда выпускников Большеелховской школы. Ветеринарным врачом ОАО «Агрофирма «Октябрьская» работает Наташа Сухова, Маша Кузнецова – зоотехник этого же предприятия. Обучается ветеринарному делу и собирается вернуться в родное село и Ирина Юматова. Специальности «Зоотехния» и «Ветеринария» выбрали для себя Лена Буячева и Ирина Исаева. На будущего агронома учится студент Саша Святов. Выпускница Катя Соколова, вдохновленная примером своей наставницы, выбрала учительскую стезю. А свою ученицу Айгуль Азисову Людмила Михайловна уберегла от возможной ошибки в выборе профессии. Девушка, обладающая универсальными знаниями по всем предметам, поддавшись общему настроению, чуть было не решила стать экономистом или юристом. Но Паршина знала, что именно предметы естественного цикла раскрыли ее таланты и сферу интересов, связанных с живой природой и искренним желанием помогать людям. Во время экологической конференции, проходившей в одном из корпусов медфака, мудрый педагог предприняла хитрый ход - предложила Айгуль маленькую экскурсию по коридорам этого факультета. Раздумья над советом учительницы, впечатления от увиденного и внутренний голос заставили ее изменить решение и более ответственно подойти к следующему, взрослому, этапу своей жизни. Сейчас Айгуль Азисова – студентка 4 курса медицинского факультета по специальности «нейрохирургия». Собирается по окончании поступить в аспирантуру, дабы лечить людей, вооружившись самыми современными научными достижениями в области медицины.

Учить учиться

Для своих подопечных Людмила Михайловна – проводник в увлекательный мир живой природы за собой по неизведанным тропам исследований и открытий,  обучающий добывать их, озадачивая проблемами, ставя вопросы и заставляя разгадывать ребусы окружающего мира. Ставит во главу угла своей педагогической деятельности методологию обучения исследовательской деятельности учащихся – учит самостоятельно добывать, интерпретировать  и использовать информацию, размышлять и высказывать свое мнение, тем самым, помогая формироваться личности развитой и конкурентоспособной в наше непростое, стремительное время. Потому на ее уроках дети раскованны и свободно выражают свои мысли, смело задают каверзные вопросы учителю и смотрят на мир широко распахнутыми, любознательными глазами.
- Один пятиклашка спросил меня на уроке природоведения «что такое гравитация?», другую остро заинтересовал вопрос «сколько таких планет, как земля помещается в Солнце?». Пришлось утолить жажду знаний въедливых умов. Ну, казалось бы, зачем им это? А, может, их сегодняшнее желание выглянуть за пределы школьной программы завтра позволит им покорить вершины науки? И не погасить этот огонек любознательности…
И она умело поддерживает его горение. Например, на уроках технологии в 5-х – 7-х классах педагог зорким взглядом выхватывает самых одаренных и поддерживает творческий огонь их душ на занятиях кружка «Умелые руки».

УМИДА БАЙМАШЕВА

 
niceText