"Я все еще летаю во сне" PDF Печать E-mail

Аббяс Исхакович Умяров, заслуженный летчик, летчик-снайпер, награжденный многими боевыми наградами, в том числе, и из рук бывшего президента Египта  Анвара Садата за блестящее выполнение интернационального долга, снял с себя военную фуражку и одел на голову племянника Дамира.
- Летчиком будешь, малай, - полушутя, полусерьезно сказал при этом Аббяс Исхакович.


Притяжение неба

У матери Розы Исхаковны от тревожного предчувствия сжалось сердце. Она знала, что «уж если небо обнимет и прижмет к себе, то не отпустит». Хорошо помнила, как  брат Аббяс ушел из дома, и отсчет встреч с родными стал для него измеряться годами, наполненными тревожными ожиданиями. Поэтому,  она очень хорошо представляла себе судьбу летчика:
«Страшный удар – и пилота не стало.
Слезы товарищ утрет.
Сердце и тело с металлом смешало –
Вот что такое пилот».
- Теперь по стопам дяди пойдет и ее Дамир, - думала она, глядя, как загораются глаза мальчишки при одном взгляде на голубую фуражку. И она прятала ее. Но Дамир находил драгоценный подарок и клал на самое видное место – на шкаф. И смотрел завороженными глазами на свою мечту, звавшую в небо. Она укоренилась в его сердце, пленила, диктовала поведенческие действия, будоражила кровь. И он со сверстниками бежал на летное поле Саранского учебного авиационного учебного центра ДОСААФ. Владимир Николаевич Осьмушин, бывалый, опытный летчик, не гнал их, наоборот, благодушно улыбаясь, поощрял мальчишеские грезы о небе. А они совали свое любопытство повсюду, старались хоть чем-то быть полезными. Посадит курсант свой самолет еще неопытной рукой так, что шасси дымят, мальчишки подбегают и снегом забрасывают диски колес. Через двадцать минут машина опять готова взлететь в небо, а без помощи мальчишек на подготовку к очередному взлету потребовалось бы не менее сорока минут .
Осьмушин из своего опыта хорошо знал: через эту причастность к авиации лежал путь в небо у многих сорванцов. Цель стать летчиком пульсировала в мозгу, вела по намеченному пути. Кажется, сама судьба торила стезю для некоторых в безбрежный пятый океан.

Путь к призванию

В школе пластичный мальчишеский материал попал в руки учителей физического воспитания Рафика  Аббясовича Янгляева и начальной военной подготовки – Камиля Алиевича Ерзина. Походы, военно-полевые игры крепили ребят и нравственно и физически. Особенно способствовали наращиванию выносливости и силы занятия спортом. Дамир прекрасно сознавал, что на пути к мечте важно и здоровье, и наполненный всклень багаж знаний, и «железные» нервы.
Прежде чем научиться управлять самолетом, нужно научиться управлять собой. Без этого в небе нечего делать. Небо не прощает ни ошибок, ни слабости. Он знал это и осознанно готовил себя к опасной профессии.
Учился Дамир Хайдарович Янгляев на отлично. И школу закончил с богатым пакетом знаний. В восьмидесятые годы отбор в авиационные училища был жесткий. Все должно было быть на высоте: и здоровье, и воля, и знания, и характер, и быстрота мышления, и реакция… И многое другое, о чем рассказывал Аббяс-абый в очень редкие свидания с родными. Этот воздушный ас принадлежал к авиационной элите. Таких профессионалов высокого уровня в стране можно  было сосчитать по пальцам одной руки. Благодаря этому качеству прошел все горячие точки, выполняя интернациональный долг, и остался жив. Он бросал вызов судьбе и обстоятельствам, нередко находясь на грани между жизнью и смертью. Пилот – снайпер – этот статус говорит о многом: встреча с ним в небе грозила противнику большими неприятностями.
Похожим  на своего прославленного  дядю очень хотел быть Дамир, потому что с детства знал - это люди из породы «честь имею». Это гордость и совесть нации.  И он пошел по стопам дяди, поступив в высшее авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича  Грицовца, воевавшего в Испании, на Халхин-Голе и погибшего при выполнении задания. Один эпизод из жизни Сергея Ивановича. В одном из воздушных боев самолет командира Грицовца был подбит, и он совершил вынужденную посадку в тылу врага. Грицовец не бросил командира. Посадил свой истребитель под обстрелом врага рядом с «раненой» машиной. Перетащил командира в одноместную кабину истребителя, положил за свои плечи, и вывел самолет из зоны обстрела. Самопожертвование, благородство у этих людей также высоки, как и их родной дом – небо.

Ну что мне стоит подняться в небо и сделать мертвую петлю  

Дамир хотел летать на истребителе. Этот юркий, небольшой, высокоскоростной самолет требовал особых качеств от пилота. Он ими обладал. Училище Дамир закончил блестяще, и его оставили служить летчиком-инструктором.
В авиации неписанный закон: до последнего бороться за выживаемость машины. Командиры учат: «В нештатной ситуации бросайте эту железку!»  Но практически всегда пилоты стремятся спасти машину.
- Это потому, что так срастаешься с ним, что самолет уже ощущается живым существом, другом, - поясняет Дамир. – Может, это мистика, но машина нередко выручает в ситуации, когда уже смерть  смотрит в глаза, «криво усмехаясь».
А порой злой рок властвует в небе, и уже ничто не может спасти. Так было с командиром авиационной эскадрильи подполковником А.Н. Ильиным, который пришел в училище  с боевого полка. Опытнейший летчик, душа компании. Утром вылетел вместе с командиром звена майором Легеньким на разведку погоды, чтобы точно определить реальные условия предстоящих полетов.  Но машина подвела. Экипаж  мог покинуть кабину и  спастись, но летчики уводили самолет от населенного пункта. Увели, но сами ушли в бесконечные дали небытия. А было им всего-то за сорок. Вся жизнь впереди. Полтора часа несли  до далекого кладбища  пилоты друзей на плечах. Боль утраты была такова, что Янгляев не заметил, как звездочки старшего лейтенанта до кости впились в тело.
В подобной ситуации оказывался и Дамир. Масштабные летные учения. Янгляева на  истребителе отрядили  выполнять роль цели. По прогнозу погода благоприятствовала, но пока продолжались учения, небо закрыли плотные, многослойные облака. Машина летела, как в молоке, ориентируясь по данным диспетчера. Выполнив задачу, Дамир повернул на аэродром. Пробив облачную завесу, увидел посадочную полосу, как копейку на болоте. Мгновенная оценка ситуации, реакция и действия, отработанные до автоматизма, решили дело. Летчики и техники, наблюдая с земли за отчаянными действиями пилота удержать самолет на глиссаде, позакрывали глаза руками, уже простившись с летчиком. А тот плюхнул самолет о бетонку и вылез из кабины, и предстал перед побелевшими от испуга  командирами. Тогда и у самого на голове появились первые седые волосы.

Самая прекрасная мечта - высота

- Все это рабочие моменты, - уверяет Дамир Хайдарович. – В нашей профессии огромное значение имеет романтика. Когда человек и машина как одно целое несутся в высоте, а ты смотришь вниз на мелькающие под крылом леса, реки, озера, города – и так становится на душе хорошо от этой красоты и от этого ощущения стремительности полета, что хочется петь. Все настоящие пилоты больны небом. Болен им до сих пор и я. Вчера еще снился мне ночной  полет на истребителе. Романтики в нашей профессии не меряно. Как в этих стихах:
А под крылом деревеньки унылые,
Тихо сидят старики.
Молча вздыхают девчонки красивые,
Завистью парни полны.
Эта романтика позвала в небо наших космонавтов. Некоторые из них учились вместе с Дамиром. Например, Салижан Шарипов, другие стали близкими по родству души, как дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов.
Служить Дамиру посчастливилось в части, где снимался фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Прототипом Титаренко – командира второй (поющей) эскадрильи послужил дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Виталий Попков. Это легенда нашей авиации, гордость России. Было с кого брать пример молодой смене.
Вот в этой легендарной атмосфере формировались личности, опора нации, ее золотой фонд. Большинство сверстников Янгляева по выслуге лет перестали летать, но «летное братство» их по-прежнему объединяет и крепко связывает узами дружбы. И ассоциация создана под названием «Летное братство», возглавляет которую Герой Советского Союза, летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов. Занимается эта организация патриотическим воспитанием молодежи, оказанием помощи летчикам-ветеранам и так далее. Словом, выполняет миссию большой государственной важности. В ее работе Дамир Янгляев принимает самое активное участие. Это общественная деятельность. Основная же работа – начальник военной кафедры факультета военного обучения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Н. Скобликов

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня2738
mod_vvisit_counterВчера8294
mod_vvisit_counterНеделя18263
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц176155
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16233996

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА