Высотой он грезил с детства Печать

Саранский аэроклуб становится одной из структур, которая в системе ДОСААФ готовит призывников к службе в рядах Вооруженных Сил. Кто-то здесь проходит обучение и подготовку на постоянной основе, а кого-то небо манит время от времени, и они идут сюда, чтоб прыгнуть с парашютом, испытав себя на прочность. В свободном полете молодежь переосмысливает и свое отношение к жизни, и к самому себе. Побывавшие в небе, тянутся к высоте, и для них служба, как правило, в десантных войсках становится притягательной.Война. В это трудное для страны время в колхозе работал и стар и млад. Рясим Мангутов ехал со своим отцом по разнарядке бригадира в поле. Вдруг в монотонную тряску телеги ворвался прерывающийся звук мотора. Самолет, пролетев над холмами и оврагами, плюхнулся как раз недалеко от них на ровной поверхности поля и остановился.

В это благое дело внес свою лепту ветеран ДОСААФ, капитан запаса Рясим Хасянович Мангутов, о котором рассказывается в этом материале.

 

— Ну-ка посмотрим, Рясим, что там у них стряслось, — сказал Хасян Шакирович, - и направил повозку прямо к самолету.

Летчики уже копошились у мотора, и, увидев подъезжающих, спрыгнули вниз.

— Перекусить не найдется? – спросил один из летчиков.

Мангутов-старший отрицательно покачал головой.

— Но это дело поправимое. Сгоняй-ка, сынок, домой и спроси у матери поесть. Да, не забудь сказать, что это для летчиков.

Десятилетний Рясим обрадованно вскочил на повозку и погнал вскачь, выполняя родительскую волю. Обернулся споро. С традиционным для крестьянского стола кушаньем, в котором хлеб да картошка с квашеной капустой. Летчики этой простой крестьянской пище были рады. Быстро расправившись с угощеньем, предложили:

— Пойдем, малыш, посиди в кабине за штурвалом. Может, когда-то и тебе придется подружиться с высотой.

Слова эти оказались пророческими. Заболел Рясим небом. Все школьные годы эта мечта свербила в душе и не давала покоя. «Скорей бы выпускной», - мечтал подросток.

И этот день настал. После школы намеревался поступить в Ачинское летное училище, но судьба распорядилась несколько иначе. Попал в Серпуховское авиационно-техническое, вышел из которого лейтенантом. Служил в Пугачеве, Хвалынске, Саратове, откуда и уволился в запас по состоянию здоровья в 1952 году.

Сердце потянуло в родной Лямбирь. Здесь строил электроподстанцию, где некоторое время работал потом инженером. А когда в 1965 году в Лямбирь перевели аэроклуб, попросился туда на работу. Его приняли с распростертыми руками – специалистом он был востребованным, дока по авиационному спецоборудованию. В общем, мастер на все руки. На его попечении были электроприборы и кислородные аппараты. В то время школа подготовки летчиков комплектовалась МИГами и чешскими Л-29. Летчики в своих тренировочных полетах набирали такую высоту, где без кислородной маски никак.

После 50 часов лета и самолеты ставились в ангар, на так называемый на военном сленге регламент. Иными словами, профилактический осмотр, который предполагал тщательную проверку всех узлов и деталей.

— Все это надо было делать с такой тщательностью и прилежанием, с такой ответственностью, — вспоминает ветеран ДОСААФ, — чтоб летчик в небе чувствовал себя спокойно и был уверен в машине полностью. За время моей службы в аэроклубе, а это без малого 30 лет, не случалось ни одного инцидента. А сейчас небо нередко низвергает железных птиц.

Судьба иногда преподносит людям такие сюрпризы, которые всю оставшуюся жизнь сидят в памяти и навевают добрые чувства.

— В Омске это было. Мне нужно было лететь по служебным делам в Саранск. Зашел в транспортный самолет, и удивлению моему не было предела: в кабине машины сидел тот самый летчик, которому в детстве я возил обед к потерпевшему аварию самолету. Он, конечно, не мог вспомнить того мальца, которому указал дорогу в небо. А я его на всю жизнь запомнил. Разговорились. Оказывается, он родом был из Саранска. Земляк, значит. Адрес оставил. До сих пор помню, что на улице Халтурина он жил. Да вот повидаться больше не пришлось.

В 1992 году вышел техник-бригадир Мангутов на пенсию, навсегда оставив в сердце своем эти славные годы служения небу. Порой собираются ветераны аэроклуба Х.А. Алукаев, Р. Грошев, Р. Чуклов и вспоминают минувшие дни. Хорошими они были. В них спрессовались мечты и чаяния ветеранов, их причастность к покорителям неба, к воспитанию нескольких поколений славной плеяды выпускников Саранского аэроклуба, которые прославили страну своими достижениями и рекордами.

— Я рад, что сейчас, после нескольких десятилетий забвения, возрождается ДОСААФ, возрождаются его славные традиции, - говорит ветеран. – А это значит, в воспитании молодежи все большее и большее место занимает патриотизм. Молодежь опять потянулась в аэроклуб, учатся летать, набираются опыта в прыжках с парашютом. Выпускники аэроклуба уже подготовленными призывниками приходят в армию. Некоторые и там добиваются спортивных высот. В общем, живет наше дело в молодом поколении. 

Н. Дюжев

 
niceText