Вечер татарского романса Печать

20 февраля в Лямбирском районном Доме культуры состоялся вечер татарского романса. Камерный по своему характеру, он был исполнен возвышенности, искренности и тонкости человеческих чувств и взаимоотношений, присущих романсу – как одному из оригинальных и старинных музыкальных жанров. 

Главным организатором вечера стал районный Центр татарской национальной культуры, на счету которого множество разнообразных мероприятий на родном языке разнонаправленной тематики. Альфия Асымовна Максимова, директор ЦТНК, вкупе с методистом Алсу Сюбаевой и художественным руководителем народного ансамбля «Умырзая» Фаилей Рясимовной Равиловой, стала идейным вдохновителем вечеров и музыкально-литературных композиций о родном языке и выдающихся татарских писателях, о национальной музыке и танцах.

Оригинальным стало и это мероприятие, в которое организаторы вложили максимум своих сил и умений, а певцы – свой талант и «души высокие порывы», став проводниками лучших традиций татарской музыкальной культуры.

Ведущая, директор Лямбирской детской школы искусств Людмила Ивановна Прозорова, так начала свое повествование о романсе.

— Родина романса – Испания. Именно там в XIII-XIV в.в в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речетатива, напевного мелодичного начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке – отсюда и само название «романс».

Далее Людмила Ивановна рассказала об истории русского романса, зародившегося в XVIII и достигшего своего апогея в XIX веке.

От русского романса ведущая плавно перешла к возникновению и развитию татарского, основоположником которого является композитор Рустем Яхин — признанный автор более 300 сочинений в этом жанре. Жанр романса занял почетное место и в творчестве таких композиторов, как Луиза Батыр-Булгари и Резеда Ахиярова, Салих Сайдашев и Сара Садыйкова, а также многих других. Их произведения и звучали на вечере татарского романса в исполнении солистов Лямбирского РДК и ДШИ и в фортепианном сопровождении преподавателей Ирины Ситневой и Натальи Кучаевой.

«Пройдусь я по темному лесу…» композитора Рустема Яхина прозвучало в исполнении педагога Лейсан Байбиковой. В ее тонком лиричном сопрано печальной нотой звучала тема высокого одиночества души, находящей утешение в общении с лесом, где соловьи поют, и травы колышутся в такт ее печали. Известные яхинские романсы исполнили солистки Гюзель Казакова и Фаиля Равилова. Глубокий философский смысл, связанный с самой человеческой жизнью, отождествленной с одиноким деревом, раскрыла Гюзель в романсе «Ялгыз агач» («Одинокий дуб»). «Синен эчен» - пела Фаиля Равилова, - для тебя все: и свет души, и любовные порывы. От мыслей о любимом тепло разливается по сердцу, лучистее солнце и ярче звезды… «Мин мине шундый сагындым» - тоска по любимому звучала и в голосе Умиды Яхиной, исполнившей романс композитора Батыр-Болгари. – Сквозь все невзгоды, ветры времен и ненастья судьбы пройдет любовь, словно травинка, пробивающаяся из-под камней к солнцу. И соединятся любящие души… Самых глубин слушательских душ достигла композиция Ахияровой «Не снись мне, не снись!...» («Зинхар эчен, кермэ тешлэремэ!») в исполнении Альфии Максимовой. Бархатный, ласкающий голос певицы обнажил миру сокровенную тайну своего сердца: не снись мне, не люблю тебя, а между тем… лишь во сне она оживает – любит, мечтает, ласкает мысленно образ возлюбленного… Величавое этическое повествование, пронизанное духом свободы, силы, мужества и патриотизма звучало в романсе Сайдашева «Эдрэн дингез» («Адриатическое море») в исполнении трио вокалистов: Альфии Чураковой, Фаили Равиловой и Альфии Максимовой. – Сложные многозвучные переливы волн-голосов рассказали о трагедии раненого сына высоких гор Искандера, молящего море о возвращении ему сил…   

Н. ПЕВЦОВА

 
niceText