"Письма» седой старины" Печать

В Атемаре создается виртуальный музей села

Кандидат философских наук, доцент РАНХиГС Алексей Алексеевич Индриков и аспирант РАНХиГС Дмитрий Александрович Козлов, много лет занимающиеся сбором информации об истории и географии своего родного села.

Инициаторами создания виртуального сельского краеведческого музея села Атемар (в виде сообщества в соцсети) стали кандидат философских наук, доцент РАНХиГС Алексей Алексеевич Индриков и аспирант РАНХиГС Дмитрий Александрович Козлов, много лет занимающиеся сбором информации об истории и географии региона и своего родного села, в частности. Наш корреспондент Николай Скобликов в телефонном разговоре с Д. А. Козловым затронул наиболее важные и интересные моменты работы по обобщению материалов для виртуального музея об истории Атемара.

 

— Ещё Алексей Петрович Индриков (отец А. А. Индрикова), в начале 90-х живший в Атемаре и занимавшийся сбором коллекции старины и исторических материалов, создал музей сельской истории в одном из зданий бывшего совхоза «Искра». В ноябре 2020 года мы создали тематическое сообщество с соцсети («ВКонтакте») под названием «Сельский краеведческий музей «Атемарская крепость», где публикуем научные факты, документы, анализ материалов, фотографии давних времен, пейзажи, красоты природы. Осенью прошлого года я поступил учиться в аспирантуру Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ (Москва) по специальности «Социология культуры». В какой-то мере это созвучно с моей тягой к археологии, к изучению материальной культуры прошлого, к которой я пристрастился лет одиннадцать тому назад. Изучал специальную литературу, потом начал исследовать окрестности, выезжал на места бывших деревень, собирал керамические образцы, посуду. Здесь мне пришлось столкнуться с варварским отношением к бесценным археологическим находкам со стороны «черных копателей». Ради наживы они берут те предметы, которые имеют высокую цену на рынке сбыта (или просто так), остальные выбрасывают, уничтожают исторический контекст, уничтожают памятники. Для науки же все находки на исторических объектах ценны – из кости, металлов, глины (даже гвозди и кирпичи), стекла, дерева. Например, для эпохи существования Золотой Орды имеют большое научное значение серебряные деньги (данг или тенге), медные (пул). Копатели серебро берут, а медяки чаще всего просто выбрасывают. И те и другие чрезвычайно ценны для науки, так как помогают определить как время жизни на поселении, так и освещают многие вопросы экономики. Эти «медяки», как их называют в обиходе, дают представление, где и когда они чеканились, как изготовлялись, где имели хождение. С другой стороны, например по костям животных можно определить какой скот держали селяне, в каком количестве. По керамике - как вопросы технологии её изготовления, так и времени использования в быту и т.д.

Большое количество памятников находится под юридической охраной государства, многое ещё не открыто, но и те и другие на местном уровне нам необходимо стараться сберечь, как «письма» из седой старины. Не только для нас это занятие чрезвычайно интересно, оно раскрывает современному жителю панораму древнего быта, позволяет понять многое о прошлом, представить жизнь того или иного времени, оценить события, научиться ценить своё прошлое, прошлое своей семьи, народа, государства.

Дух древности возрождают, например, в филиале Больше-Болдинского музея в селе Пикшень – это музей мордовской культуры и быта. Дом, баня, двор, экспозиция предметов быта,  одежды той поры, обуви – все это плоды рук местного активиста Василия Никифоровича Любаева (племянника известного эрьзянского поэта Павла Кирилловича Любаева). Музей под открытым небом пользуется большим спросом у туристов. Именно этот музей является для нас примером. И у нас есть, что показать и о чем рассказать. Это многочисленные находки разнообразной керамики, изделия из металлов, дерева. На местности можно осмотреть военно-инженерные сооружения середины 17 века – крепость, оборонительные сооружения засечной черты, Никольскую церковь конца 19 в. Недавно, в ходе осмотра, мы обнаружили предполагаемое место поселения эпохи Золотой Орды (2-я половина 13 – 14 вв.) и первых русских поселенцев начала 17 века в черте села Атемар. По картам конца 18 века мы выявили прошедшие с тех пор изменения структуры села, выявили сохранившиеся с тех пор проулки, дороги, застройку. Выяснили место прохождения маршрута возле села дороги из золотоордынских городов Увека (возле Саратова) на север государства, из Кырыма (Старый Крым) в Иске-Казань (Казань). Достаточно интересны и окрестности Атемара. Например село Новая Уда, где в 18 – начале 20 в. располагалось имение помещиков Алферьевых (Олферьевых), где сохранился пруд, построенный ещё в 18 в. Развалины церкви 19 в. На месте бывших деревень Жмакино и Зеленый Клин сейчас сельскохозяйственное поле, где воочию можно увидеть, что такое археологический слой поселения, увидеть «холмики» - места, когда-то стоявших саманных изб, деревянных надворных  построек.

Красива и многообразна природа окрестностей Атемара, где можно встретить и степные ландшафты со своими видами растительности (ковыль), почв, лесные ландшафты «Сурского леса» (так называлась возвышенность, протянувшаяся от р. Вьяс до Алатыря), со своими формами рельефа, характерной растительностью, горными породами и почвами. Немало в окрестностях села и прудов, пользующихся популярностью у рыбаков и отдыхающих г. Саранска и других мест.

В своём виртуальном музее мы стараемся обозначить спектр всей жизни, исследовать малоизвестные факты прошлой действительности – природы, хозяйства, быта, военного дела и экономики, образования. Работа впереди у нас большая, но она очень нужна: люди должны знать как можно больше о жизни своих далеких предков, чтобы ценить своё прошлое, любить свою Родину. К тому же, это чрезвычайно интересно и познавательно. Ты как-бы отправляешься в путешествие в прошлое на машине времени…

 

 
niceText