«Мы всегда беспокоились о сохранности жизни людей» Печать

В апреле 1958 года согласно постановлению ЦК КПСС Постановлением Совета Министров СССР от 13 декабря 1969 года было признано необходимым образовать инспекции Гостехнадзора как самостоятельные структурные подразделения в Минсельхозе СССР и Министерствах сельского хозяйства союзных республик на правах главных управлений с подчинением непосредственно министрам. В районных управлениях сельского хозяйства были образованы группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором с одновременным подчинением их областным инспекциям Госсельтехнадзора. Не обошли эти веяния времени и Лямбирский район, где также была создана инспекция Госсельтехнадзора, впоследствии переименованная в Гостехнадзор.

- Это было связано с расширением полномочий, предоставляемых данной инспекции. Первоначально она имела право влиять на работу только сельхозпредприятий. А потом курировала работу техники во всех организациях, кроме Министерства обороны, - говорит Виктор Васильевич Бутяйкин (на фото), человек, доподлинно знающий, как и что происходило в то время. В Лямбирь Виктор Васильевич переехал 17 июня 1973 года. Тогда еще Госсельтехнадзор в районе возглавлял Айса Алиевич Абдрашитов, которого затем сменил Шамиль Нясруллович Каников. В разное время организацию возглавляли Александр Петрович Макаров, Геннадий Александрович Юрин, Евгений Николаевич Батурин. Сам же Бутяйкин возглавил Гостехнадзор в 1989 году.

– Штат республиканского аппарата был невелик – три или пять человек, - вспоминает Виктор Васильевич. - На местах же вообще были только представители инспекции. Мы осуществляли надзор за техническим состоянием самоходных машин и оборудования в процессе эксплуатации, проводили аттестацию механизаторов, техосмотр. Приходилось много ездить по району, но это не утомляло, мне всегда нравилась живая работа с людьми. Правда, тяжело приходилось, когда случались дорожно-транспортные происшествия, причиной которых становились неисправности в технике. Всегда оставался горький осадок – может, не доглядел что-то? К счастью, такое происходило крайне редко, чаще всего причиной ДТП являлся человеческий фактор. Лихачи за рулем существовали во все времена…

Справедливости ради следует отметить, что во многом благодаря скрупулезной работе инспектора Гостехнадзора Бутяйкина, который мог чуть ли не сутками «пропадать» в сельхозпредприятиях района, дотошно осматривая технику, знакомясь с условиями труда механизаторов, происшествий во время горячей полевой страды, действительно, практически, не случалось. Хотя был в практике Виктора Васильевича и такой случай.

В тот день он направлялся в колхоз Владимира Ильича. Подъехал к переезду, смотрит, навстречу едет трактор с прицепом, груженным мешками с зерном. А в прицепе  шесть женщин, что являлось грубейшим нарушением техники безопасности. Виктор Васильевич остановил трактор и высадил колхозниц. Те, понимая, что им придется теперь идти пешком до свинарника, начали ругать его на все лады, и по-русски, и по-татарски. Через некоторое время Бутяйкин вновь приехал в то хозяйство и на токе увидел своих старых знакомых. Одна из женщин, заметив его, бросила лопату и быстро пошла к нему. «Ну, все, опять ругачка будет!» - только и подумал инспектор. Однако случилось непредвиденное. Женщина подбежала и… начала благодарить его: «Сынок! Спасибо тебе! Прости, что ругали тебя тогда!» Оказалось, что когда трактор начал спускаться в овраг, тележка перевернулась и полетела вверх колесами, мешки покатились по склону. Если бы колхозницы оставались в тележке, то наверняка погибли бы. Но такие случаи были исключением из правил. За состоянием техники и перевозкой людей в хозяйствах следили бдительно.

-Тут уж надо отдать должное и специалистам той поры, - говорит Виктор Васильевич. – Таким, как  главный инженер Александр Васильевич Лизин в ГУП «Совхоз «Белотроицкий», Владимир Николаевич Сидоров – председатель совхоза «Первомайский», Наиль Аббясович Алукаев – инженер в ООО «Нива», Николай Павлович Маркин в племзаводе «Александровский» - он тогда был главным инженером и  настоящим профессионалом в своем деле. У них техника всегда находилась на линейке готовности.

Конечно, не раз и не два приходилось сталкиваться и с  трудностями, решать злободневные проблемы. Было и чувство удовлетворенности от проделанной работы. Но, пожалуй, самой запоминающейся стала в 2003 году поездка в Москву на торжества по случаю 45-летия образования Гостехнадзора.

- Торжества проходили на базе Истринского санатория, - вспоминает Виктор Васильевич. – Приехали представители из восьмидесяти пяти регионов. И, практически, все в звании генералов. Один я был без лампасов, что неизменно служило поводом для шуток со стороны других гостей. Впрочем, тут уж было не до переживаний, настолько интересной оказалась составленная для нас программа. Мы побывали в центре, где готовили космонавтов. При нас в центрифугу посадили космонавта Кубасова, начали раскручивать. Тут же дежурили врачи, проверяли до шестидесяти параметров. Во время работы центрифуги у находящегося внутри человека поднималось артериальное давление, так готовили к перегрузкам во время полета. Когда космонавт вышел, он еле мог передвигаться, лицо стало лилового цвета. Да уж, такие нагрузки не каждый бы смог выдержать! Показали нам и макет станции «Мир», на котором отрабатывали возможные варианты неисправностей. Узнали мы, чем кормят космонавтов, как их поднимают в ракету.

Не менее интересной была и поездка в знаменитый на всю страну колхоз имени Ленина. Там мы еще раз познакомились с тем, как проводить техосмотр самоходных машин. Словом, работа в Гостехнадзоре вспоминается сейчас еще и знакомством с очень интересными людьми.

ЕЛЕНА СЕВАСТЬЯНОВА

 
niceText