Путь черемишевцев в Петербург PDF Печать E-mail

Записки петербургского краеведа Альмиры Наимовны
Тагирджановой о татарах, выходцах из Черемишева

Каждая татарская семья, проживающая в Петербурге, имеет свою историю и предания, передаваемые из уст в уста. Оговоримся сразу же, черемишевцев в Питере было очень много, рассказать обо всех уже нет возможности. Наши предки доблестно воевали на всех фронтах, самоотверженно работали в тылу и, несмотря ни на что, свято любили свою родину. Они не считали себя героями, хотя с позиций современности, таковыми были. К сожалению, в настоящее время все чаще и чаще мы начинаем осознавать, что очень многое ушло с перешедшими в мир иной представителями старших поколений. Мы не спросили, а они промолчали ...

СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ-ПЕНЗЯКИ
Нужно сказать, что из публикации в журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков» известно, что в 1640 г. служилые татары с семьями из Темникова были направлены на строительство крепости Саранск. В 1828 г. пензенский губернатор докладывал в Петербург, что в татарских селениях Саранского уезда мечети сооружаются посреди улиц самопроизвольно и приумножаются. Не будем этому удивляться, дело в том, что часть территории современной Мордовии тогда входила в состав Пензенской губернии и проживающие ныне в Мордовии татары с точки зрения этнографов считаются пензенскими. В качестве самоназвания эти татары еще несколько десятилетий назад употребляли слово «пензяк». Из воспоминаний своей бабушки автор этих строк знает, что сто лет назад в Черемишеве было 700 дворов и 7 мечетей. При каждой мечети тогда существовали двухгодичные школы, мальчиков учил мулла, а девочек — абыстай, жена имама. Дети учились после окончания осенних уборочных работ и до начала весенних посевных. Общинные земли не могли прокормить всех и поэтому отхожий промысел был уделом многих татарских крестьян. На зиму на заработки они уезжали в основном в Питер. Думается, это было не случайно и не на пустое место они ехали. С петровского времени татары несли рекрутскую повинность и некоторые из них, отслужив, оставались. Например, в  островной крепости Кронштадт близ Петербурга в начале XIX в. жили и трудились 7 отставных от службы солдат, а в начале XX в. таких было более четырехсот и работали они в мастерских, в портах, занимались извозом и мелкой торговлей. В 1803 г. имамом Кронштадта был утвержден солдат Базеев. По наблюдениям автора, фамилия Базеевы (Бази халкы) встречалась раньше только в Черемишеве.

АСАБИНЫ И БИГЕЕВЫ
В  Петербурге численность татар неуклонно росла. Если в 1897 г. татар было около 5 тысяч, и среди них были чиновники и офицеры, студенты, купцы и мелкие торговцы, фабрично-заводские рабочие и ремесленники, конюхи и официанты, то по переписи в 1939 г. их было 31,5 тысяч человек.
До революции в Петербурге обосновались пензяки Арибджан Асабин и Муса Бигеев. Пришло время, и Асабин стал пассивным участником революционных событий, в эпицентре которых находился Бигеев. Асабин занимался гужевым извозом (грузовыми перевозками) и до какого-то времени оставался среди односельчан единственным человеком, владевшим русским языком. Потом он стал кучером у немца-хозяина Тентелевского химического завода (ныне завод «Красный химик») и способствовал трудоустройству на завод своих земляков.
Муса Бигеев, уроженец села Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне Каменский район Пензенской области) был очень популярной в татарской среде личностью, одним из лидеров прогрессивного движения среди мусульман, вольнослушателем юридического факультета Императорского Петербургского университета, сотрудником газеты «Ульфат», совладельцем издательства и типографии «Аманат», автором перевода Корана на татарский язык и целого ряда публицистических и богословских произведений по истории ислама, хадисоведению, исламскому праву. В июне 1917 г. Временное правительство по рекомендации Исполнительного комитета мусульманского совета утвердило М. Бигеева ахуном 1-го мусульманского прихода Петрограда, и до своего ареста в октябре 1923 г. и последующей высылки он был муллой в Соборной       мечети.
ИЗ РОДА БАЗЕЕВЫХ
Из деревень в 1920-е гг. татары уезжали большими семьями, с братьями и сестрами, с зятьями и невестками и прочей родней. Работу в городе и гарантированный паек получали все. В числе прибывших в поисках работы из Черемишева в 1925 г. был Абдулла Базеев.  Здесь уже жили и его старший брат Файсхан и семья Арибджана Асабина. Жизнь у людей налаживалась. Трое младших сыновей Арибджана: Бурхан, Казым, Саид в конце 1930-х гг. играли в ансамбле гусляров при клубе «Ленинский путь» профсоюза рабочих минеральных удобрений и содовых продуктов, а их отец построил дом в поселке Мариенбург, в 50 км от Ленинграда рядом с Гатчинским парком и бывшей резиденцией российских императоров. Земляки-односельчане крепко держались друг друга, большими артелями жили и работали на ближайших заводах. Базеев поступил на работу в бригаду землекопов на судостроительный завод № 190 «Путиловская верфь». Родители его рано женили, выбрав невесту Разыю Ягудину на свое усмотрение, и он подался на заработки в Питер. Здоровье у молодой жены было слабым. Она умерла, оставив мужу полуторагодовалого сына. Дочь Арибджана Асабина Абдулле очень нравилась. В Питере он нашел нужные слова, склонил будущего тестя на свою сторону, и. вернувшись в деревню, отец объявил дочери о скорой свадьбе. Поженились они зимой 1927 г. и приехали в Ленинград.
(Продолжение следует).

 

ОТХОДНИКИ

В конце 19-го - начале 20 века ускорились процессы социального расслоения населения местного края. Часть крестьян была вынуждена зарабатывать на стороне. Отходничество среди татар-мишарей, расселенных близко к столицам и промышленным центрам, началось довольно рано – еще с отмены крепостного права.
«По существу, с этого момента начался процесс национального возрождения татар-мишарей – сравнительно быстрый рост численности населения; усиливается социальная подвижность, что позволяет компенсировать рост обезземеливания крестьян», - писал в своих трудах известный историк А.М. Орлов.
Еще подростком, в тридцатые годы двадцатого столетия со своим земляком из Татарской Свербейки Мизамом Гафаровым строил «Волгострой» будущий Герой Советского Союза Асым Баляев. В семье Асыма, как и у Мизама, имелся гужевой транспорт: лошадь и телега. Частные извозчики возили на стройку воду, дрова. После войны они окончательно обосновались в подмосковном городе Ногинске.
Татары Лямбиря, Черемишева, Щербакова, Кривозерья и других сел работали извозчиками в подмосковных городах, в самой Москве, занимались «разносной торговлей» в Петербурге.
Как свидетельствуют паспорта (см.фото) вековой давности, вместе с односельчанами из Лямбиря выезжал на заработки на шахты Донбасса Сулейман Шарафутдинович Батыршин. До призыва в действующую армию в 1915 году он числился вагонетчиком Лисичанского каменноугольного рудника. Чернорабочими в Петербурге трудились лямбирцы Хайрулла Фетхуллович Мухаев, Ахметжан Фетхуллович Морозов, Шарафетдин Асянович Арюков. Документы заверены волостным старшиной Ерзиным, писарем Зиминым. Паспорта выдавались сроком на один год.
До наших дней дошло прошение. В левом верхнем углу его значится: «С.-Петербургская вальцевая мельница. Акц. Об-ва С-Петербургскихъ товарныхъ складовъ, холодильниковъ и элеваторовъ». В правом верхнем углу надпись «С-Петербург» исправлена на Петроградъ. И дата: «14 января 1915 года». До революции остается два года. А суть бумаги в следующем: заведующий конторой мельницы и бухгалтер покорнейше просят прислать новый вид на жительство Ахметжану Фетхулловичу Морозову, крестьянину деревни Лямбирь, по адресу: Глухоозерская улица, 1-5. И в заключение, как было тогда принято: «С совершеннейшим почтением».
В паспортах же обязательно указывалось вероисповедание. В данном случае – «магометанское». Была и строка «отношение к отбыванию воинской повинности».

Редакция благодарит заместителя директора Центрального государственного архива РМ  Г.И. Григорьеву за предоставленные материалы.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня3808
mod_vvisit_counterВчера8294
mod_vvisit_counterНеделя19333
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц177225
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16235066

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА